Цветовые градации и разрешение выводного устройства. Настройка отображения цвета

© 2014 сайт

Разрядность или глубина цвета цифрового изображения – это число двоичных разрядов (бит), используемых для кодирования цвета единичного пикселя.

Следует различать термины бит на канал (bpc – bits per channel) и бит на пиксель (bpp – bits per pixel). Разрядность по каждому из индивидуальных цветовых каналов измеряется в битах на канал, сумма же разрядов всех каналов выражается в битах на пиксель. Например, изображение в палитре Truecolor имеет разрядность 8 бит на канал, что эквивалентно 24 битам на пиксель, т.к. цвет каждого пикселя описывается тремя цветовыми каналами: красным, зелёным и синим (модель RGB).

Для изображения, закодированного в RAW-файле, число бит на канал совпадает с числом бит на пиксель, поскольку до интерполяции каждый пиксель, полученный с помощью матрицы с массивом цветных фильтров Байера, содержит информацию лишь об одном из трёх первичных цветов.

В цифровой фотографии принято описывать разрядность преимущественно с помощью бит на канал, и потому, говоря о разрядности, я буду подразумевать исключительно биты на канал, если прямо не указано иное.

Разрядность определяет максимальное количество оттенков, которые могут присутствовать в цветовой палитре данного изображения. Например, 8-битное чёрно-белое изображение может содержать до 2 8 =256 градаций серого цвета. Цветное же 8-битное изображение может содержать по 256 градаций для каждого из трёх каналов (RGB), т.е. всего 2 8x3 =16777216 уникальных комбинаций или цветовых оттенков.

Высокая разрядность особенно важна для корректного отображения плавных тональных или цветовых переходов. Любой градиент в цифровом изображении не является непрерывным изменением тона, а представляет собой ступенчатую последовательность дискретных значений цвета. Большое количество градаций создаёт иллюзию плавного перехода. Если же полутонов слишком мало, ступенчатость видна невооружённым глазом и изображение теряет реалистичность. Эффект возникновения визуально различимых скачков цвета в областях изображения, исходно содержащих плавные градиенты, называется постеризацией (от англ. poster – плакат), поскольку фотография, в которой недостаёт полутонов, становится похожей на плакат, отпечатанный с использованием ограниченного числа красок.

Разрядность в реальной жизни

Чтобы наглядно проиллюстрировать изложенный выше материал, я возьму один из своих карпатских пейзажей и покажу вам, как бы он выглядел при различной разрядности. Помните, что увеличение разрядности на 1 бит означает удвоение количества оттенков в палитре изображения.

1 бит – 2 оттенка.

1 бит позволяет закодировать всего два цвета. В нашем случае это чёрный и белый.

2 бита – 4 оттенка.

С появлением полутонов изображение перестаёт быть просто набором силуэтов, но всё равно смотрится довольно абстрактно.

3 бита – 8 оттенков.

Уже различимы детали переднего плана. Полосатое небо – хороший пример постеризации.

4 бита – 16 оттенков.

Начинают проявляться детали на склонах гор. На переднем плане постеризация уже почти незаметна, но небо остаётся полосатым.

5 бит – 32 оттенка.

Очевидно, что области с низким контрастом, отображение которых требует большого количества близких полутонов, больше всего страдают от постеризации.

6 бит – 64 оттенка.

Горы уже почти в порядке, а вот небо по-прежнему выглядит ступенчато, особенно ближе к углам кадра.

7 бит – 128 оттенков.

Мне не к чему придраться – все градиенты выглядят плавными.

8 бит – 256 оттенков.

И вот перед вами исходная 8-битная фотография. 8 бит вполне достаточно для реалистичной передачи любых тональных переходов. На большинстве мониторов вы не заметите разницы между 7 и 8 битами, так что даже 8 бит могут показаться излишними. Но всё же стандартом для высококачественных цифровых изображений являются именно 8 бит на канал, чтобы с гарантированным запасом перекрыть способность человеческого глаза различать градации цвета.

Но если 8 бит хватает для реалистичной цветопередачи, то для чего же может понадобиться разрядность больше 8? И откуда весь этот шум о необходимости сохранять фотографии с разрядностью в 16 бит? Дело в том, что 8 бит достаточно для хранения и отображения фотографии, но не для её обработки.

При редактировании цифрового изображения тональные диапазоны могут как сжиматься, так и растягиваться, в результате чего часть значений постоянно отбрасывается или округляется, и в конечном итоге количество полутонов может упасть ниже того уровня, который необходим для плавной передачи тональных переходов. Визуально это проявляется в возникновении всё той же постеризации и прочих режущих глаз артефактов. Например, осветление теней на две ступени приводит к растягиванию диапазона яркостей в четыре раза, а значит, отредактированные участки 8-битной фотографии будут выглядеть так, как если бы они были взяты из 6-битного изображения, где ступенчатость очень даже заметна. Теперь представьте, что мы работаем с 16-битным изображением. 16 бит на канал означают 2 16 =65535 цветовых градаций. Т.е. мы можем свободно выбросить большую часть полутонов и всё равно получить тональные переходы теоретически более плавные, чем в исходном 8-битном изображении. Информация, содержащаяся в 16 битах избыточна, но именно эта избыточность позволяет осуществлять самые смелые манипуляции с фотографией без видимых последствий для качества изображения.

12 или 14? 8 или 16?

Обычно фотограф сталкивается с необходимостью принимать решение о разрядности фотографии в трёх случаях: при выборе разрядности RAW-файла в настройках камеры (12 или 14 бит); при конвертации RAW-файла в TIFF или PSD для последующей обработки (8 или 16 бит) и при сохранении готовой фотографии для архива (8 или 16 бит).

Съёмка в RAW

Если ваша камера позволяет выбирать разрядность RAW-файла, то я однозначно рекомендую вам предпочесть максимальное значение. Обычно выбирать приходится между 12 и 14 битами. Дополнительные два бита лишь незначительно увеличат размер ваших файлов, но зато вы получите бо́льшую свободу при их редактировании. 12 бит позволяют закодировать 4096 уровней яркости, в то время как 14 бит – 16384 уровня, т.е. в четыре раза больше. Ввиду того, что самые важные и интенсивные преобразования снимка я провожу именно на стадии обработки в RAW-конвертере , мне бы не хотелось жертвовать ни единым битом информации на этом критическом для будущей фотографии этапе.

Конвертация в TIFF

Самый спорный этап – это момент конвертации отредактированного RAW-файла в 8- или 16-битный TIFF для дальнейшей обработки в Фотошопе . Весьма и весьма многие фотографы посоветуют вам конвертировать исключительно в 16-битный TIFF, и они будут правы, но только при условии, что вы собираетесь проводить в Фотошопе глубокую и всестороннюю обработку. Часто ли вы этим занимаетесь? Лично я – нет. Все фундаментальные преобразования я осуществляю в RAW-конвертере с 14-битным неинтерполированным файлом, а Фотошоп использую только для шлифовки деталей. Для таких мелочей, как точечная ретушь, избирательное осветление и затемнение, изменение размеров и повышение резкости обычно достаточно и 8 бит. Если я увижу, что фотография нуждается в агрессивной обработке (речь не идёт о коллажах и HDR), это будет означать, что я допустил серьёзную ошибку на стадии редактирования RAW-файла, и самым разумным решением будет вернуться и исправить её, вместо того, чтобы насиловать ни в чём не повинный TIFF. Если же фотография содержит какой-нибудь деликатный градиент, который я всё-таки захочу поправить в Фотошопе, то я без труда перейду в 16-битный режим, проведу там все необходимые манипуляции, после чего вернусь к 8 битам. Качество изображения при этом не пострадает.

Хранение

Для хранения уже обработанных фотографий я предпочитаю использовать либо 8-битный TIFF, либо JPEG, сохранённый в максимальном качестве. Мною движет стремление к экономии дискового пространства. 8-битный TIFF занимает вдвое меньше места, чем 16-битный, а JPEG, который в принципе может быть только 8-битным, даже в максимальном качестве примерно вдвое меньше 8-битного TIFF. Разница в том, что JPEG сжимает изображение с потерями данных, а TIFF поддерживает сжатие без потерь по алгоритму LZW. Мне не нужны 16 бит в финальном изображении, поскольку я не собираюсь его больше редактировать, иначе оно попросту не было бы финальным. Какую-то мелочь можно без труда поправить и в 8-битном файле (даже если это JPEG), но если мне приспичит провести глобальную цветокоррекцию или изменение контраста, то я скорее обращусь к исходному RAW-файлу, чем буду мучить уже сконвертированную фотографию, которая даже в 16-битном варианте не содержит всей необходимой для подобных преобразований информации.

Практика

Эта фотография сделана в лиственничной роще неподалёку от моего дома и сконвертированна с помощью Adobe Camera Raw. Открыв RAW-файл в ACR, я введу поправку экспозиции –4 EV, тем самым сымитировав недодержку в 4 ступени. Разумеется, никто в здравом уме не допускает подобных ошибок при редактировании RAW-файлов, но нам необходимо с помощью единственной переменной добиться идеально бездарной конвертации, которую мы затем попробуем исправить в Фотошопе. Изрядно потемневшее изображение я дважды сохраняю в формате TIFF: один файл с разрядностью 16 бит на канал, другой – 8.

На данном этапе оба изображения выглядят одинаково чёрными и ничем не отличаются друг от друга, в связи с чем я демонстрирую только одну из них.

Разница между 8 и 16 битами станет заметной только после того, как мы попытаемся осветлить фотографии, растягивая при этом диапазон яркостей. Для этого я воспользуюсь уровнями (Ctrl/Cmd+L).

На гистограмме видно, что все тона изображения сконцентрированы в узком пике, прижавшемся к левому краю окна. Чтобы осветлить изображение, необходимо отсечь пустующую правую часть гистограммы, т.е. изменить значение точки белого цвета. Взявшись за правый ползунок входных уровней (точку белого), я подтягиваю его вплотную к правому краю сплющенной гистограммы, тем самым давая команду распределить все градации яркости между нетронутой точкой чёрного и заново обозначенной (15 вместо 255) точкой белого. Проделав эту операцию на обоих файлах, сравним результаты.

Даже в таком масштабе 8-битная фотография выглядит более зернистой. Увеличим до 100 %.

16 бит после осветления

8 бит после осветления

16-битное изображение неотличимо от оригинала, в то время как 8-битное сильно деградировало. Если бы мы имели дело с настоящей недодержкой, ситуация была бы ещё печальнее.

Очевидно, что столь интенсивные преобразования, как осветление фотографии на 4 ступени, действительно лучше проводить на 16-битном файле. Практическая же значимость этого тезиса зависит от того, как часто вам приходится исправлять подобный брак? Если часто, то вероятно вы что-то делаете не так .

Теперь представим, что я по своему обычаю сохранил фотографию как 8-битный TIFF, но потом внезапно решил внести в неё какие-то радикальные изменения, а все резервные копии моих RAW-файлов были похищены пришельцами.

Чтобы симулировать разрушительное, но потенциально обратимое редактирование, вновь обратимся к уровням.

В ячейки выходных уровней (Output Levels) я ввожу 120 и 135. Теперь вместо доступных 256 градаций яркости (от 0 до 255) полезная информация будет занимать только 16 градаций (от 120 до 135).

Фотография предсказуемо посерела. Изображение на месте, просто контраст уменьшился в 16 раз. Попробуем исправить содеянное, для чего снова применим к многострадальной фотографии уровни, но уже с новыми параметрами.

Теперь я изменил входные уровни (Input Levels) на 120 и 135, т.е. придвинул точки чёрного и белого цвета к краям гистограммы, чтобы растянуть её на весь диапазон яркостей.

Контраст реанимирован, но постеризация заметна даже в мелком масштабе. Увеличим до 100 %.

Фотография безнадёжно испорчена. Оставшихся после безумного редактирования 16 полутонов явно недостаточно для хоть сколько-нибудь реалистичной сцены. Не означает ли это, что от 8 бит действительно нет никакого толку? Не торопитесь делать поспешные выводы – решающий эксперимент ещё впереди.

Вернёмся-ка снова к нетронутому 8-битному файлу и переведём его в 16-битный режим (Image>Mode>16 Bits/Channel), после чего повторим всю процедуру надругательства над фотографией, согласно описанному выше протоколу. После того, как контраст был варварски уничтожен, а затем вновь восстановлен, переведём изображение обратно в 8-битный режим.

Неужели всё в порядке? А если увеличить?

Безупречно. Никакой постеризации. Все операции с уровнями проходили в 16-битном режиме, а значит даже после уменьшения диапазона яркостей в 16 раз, у нас осталось 4096 градаций яркости, которых с лихвой хватило для восстановления фотографии.

Иными словами, если вам предстоит ответственное редактирование 8-битной фотографии – превратите её в 16-битную и работайте, как ни в чём не бывало. Если даже настолько абсурдные манипуляции можно проводить с изображением не опасаясь за последствия для его качества, то уж тем более оно спокойно переживёт ту целесообразную обработку, которой вы действительно можете его подвергнуть.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

При этом выпадет меню, показывающее все цветовые режимы, которые может использовать Photoshop. У текущего режима слева будет стоять галка:

Итак, каким образом режим "Градации серого" изменяет фотографию из цветной на черно-белый вариант? В отличие от цветового режима RGB, который может воспроизводить миллионы (и даже миллиарды) цветов, "Градации серого" не воспроизводит цвета вообще. Он может воспроизводить только черный, белый и все оттенки серого между ними, и ничего более. Когда мы конвертируем цветное фото в ч/б с помощью этого режима, Photoshop, используя оригинальную цветовую информацию, по существу, только приблизительно определяет, как должна выглядеть черно-белая версия изображения.

Чтобы преобразовать изображение в ч/б с помощью этого режима, просто нажмите на него в списке цветовых режимов:

В Фотошопе откроется небольшое диалоговое окно, где нас спросят, действительно ли мы хотим отказаться от цветовой информации. Если вы используете версию CS3 и выше (здесь я использую CS6), программа порекомендует вам использовать преобразование с помощью коррекции "Черно-белое" , как имеющую больше настроек, но т.к. нас здесь интересует режим "Градации серого", нажимаем на левую кнопку "Отменить" (В англоязычной версии эта кнопка правая и называется "Discard", левая кнопка - "Cancel").

Photoshop мгновенно отбросает информацию о цвете фотографии и оставляет нам свой вариант черно-белого изображения:

Это, безусловно, вариант ч/б изображения, но хорош ли он? Вроде как не совсем. Светлые области недостаточно светлые, тёмные - недостаточно тёмные, и, в целом, она выглядит довольно тускло и неинтересно. Что еще хуже, мы могли управлять преобразованием. Photoshop просто лишил цвета изображение и всё. Но, тем не менее, это было сделано быстро.
Следовательно, этот вариант подходит в случае, если мы создаем какой-то спецэффект и нам нужно быстро удалить цвет из фотографии, не беспокоясь о качестве полученного изображения.

Если мы еще раз посмотрим на информацию в верхней части окна документа, мы видим, что цветной режим теперь указаны как "Гр. сер", сокращенно от "Градации серого" (в англ. версии - "Gray", сокращенно от "Grayscale"):

И если мы теперь посмотрим в палитру каналов, то увидим, что имевшиеся первоначально красный, зеленый и синий каналы исчезли, а это означает, что Photoshop более не имеет никакого способа воспроизведения цвета в изображении. Все, что у нас есть сейчас - это только один серый канал, дающий черно-белый вариант:

Имейте в виду, что если на данном этапе Вы сохраните и закроете изображение, информация о цвете будет потеряна навсегда. Для быстрого переключения режима обратно в RGB нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Z.

Подведём итог.
Мы выяснили, что большинство изображений по умолчанию находятся в цветном режиме RGB. Чтобы преобразовать цветное фото в черно-белое помощью режима ""Градации серого"", пройдите по пункту главного Изображение --> Режим --> Градации серого (Image --> Mode --> Grayscale), после чего откроется окно, в котором нажмите левую кнопку "Отменить" (В англоязычной версии эта кнопка правая и называется "Discard").

Это быстрый и удобный способ удалить цвета из фото, когда качество полученного изображения не имеет значения.

В следующем материале мы рассмотрим ещё один способ преобразования изображения в черно-белое при помощи Photoshop, на этот раз

Евгений Кузнецов

Мне приходилось неоднократно встречаться с людьми, считающими, что чем выше разрешение линиатуры растра при печати графических изображений, тем выше выходное качество издания. В данной статье мне бы хотелось немного пролить свет на это, так как вопрос достаточно нетривиален, и требует обсуждения:).

Для начала определимся с понятиями. В данной статье я буду использовать несколько терминов, понимание значения которых необходимо для корректного восприятия материалов статьи.

dpi - количество точек на дюйм - разрешение, определяющее количество микроточек конкретного выводного устройства (будь то принтер или фотонаборный автомат) на единицу длины (обычно - на дюйм). Фактически, этот параметр определяет размер минимальной точки, которую можно вывести на печать. Чем выше этот параметр, тем, соответственно, меньше может быть размер минимальной точки. Обычное значение этого параметра - от 600-800 до 2400-2540 и более dpi.

lpi - линиатура - количество растровых точек на дюйм - параметр, опререляющий плотность укладки линий растра на единицу длины (это также обычно линейный дюйм) в оригинале после прохождения им процесса растрирования. Это разрешение должно быть значительно меньше разрешения в dpi (почему - описано ниже в данной статье), и обычно составляет 100, 133, 150, 175 или 200 lpi. То есть, растровая точка обычно значительно крупнее минимальной точки, которую можно воспроизвести на данном устройстве.

Градация - оттенок одного и того же цвета. Например, термин "градация серого" может обозначать любой цвет от черного до белого, например, 50-процентный серый цвет.

Ну а теперь постараемся разобраться во всем подробно и обстоятельно.

Наверное, каждый из Вас видел и визуально для себя сравнивал изображения, отпечатанные на газетной бумаге, и изображения, отпечатанные в альбомах на высококачественной мелованной или глянцевой бумаге. Первое, что бросается в глаза при их просмотре (по крайней мере, то, что бросается в глаза мне:) - это использование в печати различных размеров растровых точек. При печати газетной продукции обычно используются низкие значения линиатур (менее 100, 100, или 133 линий на дюйм), а при изготовлении более качественных отпечатков - соответственно, более высокие значения (150, 175 и более). В зависимости от свойств бумаги, качества печатного станка и некоторых других факторов, существуют оптимальные параметры, которые разнятся от одной типографии к другой (в зависимости от использованного у них оборудования), но в общем случае, чем выше линиатура, тем большее количество деталей изображения можно передать в печати. Ниже на тестовом изображении показана имитация растрирования с использованием различных линиатур.

Рис. 1а.Пример растрирования с использованием линиатуры 60 lpi

Рис. 1б. Пример растрирования с использованием линиатуры 100 lpi

Рис. 1в. Пример растрирования с использованием линиатуры 150 lpi

Рис. 1г. Пример растрирования с использованием линиатуры 200 lpi

Однако печать более высокими линиатурами предъявляет ряд требований к бумаге, печатному станку, и даже к разрешению фотонаборного автомата, поэтому, большое значение линиатур - далеко не всегда благо. Обычно слишком высокая линиатура и соответственно, слишком мелкие растровые точки создают эффект более "контрастной" печати - светлые участки изображения становятся светлее (обычно - из-за проблем копировальных процессов), а темные - сливаются в плашки, где исчезают теневые детали. В результате изображение начинает страдать от недостатка оттенков. В рамках данной статьи рассматривается только влияние разрешения фотонаборного автомата на качество передачи растровых точек, а, следовательно, и оттенков изображения. То есть, рассматривается то, что определяется еще на последней стадии допечатной подготовки - на фотовыводе.

Разрешение фотонаборного автомата (или другого выводного устройства) - это параметр, определяющий максимально возможное количество микроточек, воспроизводимых на единицу длины. Обычно, чем выше это значение, тем лучше - соответственно, чем большее количество точек можно напечатать, тем более тонкие формы элементов можно воспроизвести. Под тонкостью формы в данном случае подразумевается правильность и сглаженность контуров растровой точки, и отображение их с минимальной дискретностью. Ниже на изображении показаны сильно увеличенные эллиптические растровые точки плотностью 30% с углом поворота растра 45 градусов (черная краска), взятые из реального изображения, которое было растрированного с использованием линиатуры 150 линий на дюйм, с использованием различных (указанных на подписях к рисункам) разрешений фотонаборного автомата.

Рис. 2а. Форма растровой точки при разрешении 600 dpi

Рис. 2б. Форма растровой точки при разрешении 1200 dpi

Рис. 2в. Форма растровой точки при разрешении 1800 dpi

Рис. 2г. Форма растровой точки при разрешении 2400 dpi

Из рисунков видно, что форма и правильность очертаний отдельно взятой растровой точки всецело зависит от величины выходного разрешения фотонаборного автомата (или другого выводного устройства, того же принтера). Ну а чем качественнее воиспроизведена растровая точка, чем большим числом элементов (микроточек) она построена, тем большее количество цветов, или градаций она способна передать, т.к. цвет в каком-либо месте отпечатка зависит, в основном, от размера растровой точки (ну и немного - от степени белизны бумаги и от наличия или отсутствия лака. Ну и конечно, еще и от условий печати). Математически же формула для подсчета числа градаций, возможных при заданных значениях линиатуры и разрешения в dpi, записывается следующим образом:

Формула предельно проста и понятна, а единичка добавляется к общему числу градаций, чтобы учесть цвет, в котором полностью отсутствуют растровые точки (т.е., цвет бумаги - обычно белый). Занявшись несложными подсчетами, мы можем определить, как разрешение фотонаборного автомата определяет выходное число градаций на выводе. Ниже приведена таблица для четырех различных разрешений фотонаборного автомата и выходных линиатур. При этом указано, какое максимальное количество градаций возможно получить при заданных условиях.

Выходная линиатура,lpi Доступное число градаций,VOT (Variables of Tone)
1200 2400 3600 4800
60 400 1600 3600 6400
80 225 900 2000 3600
100 140 550 1200 2300
120 100 400 900 1600
133 80 320 730 1300
150 65 256 570 1025
175 48 180 420 750
200 37 145 325 577
225 29 110 256 450
250 24 93 205 360

При этом считается, что разрешение фотонабора (принтера) по обоим направлениям экспонирования пленки (печати) одинаково. В случае, если разрешения различны, высчитывается среднее квадратическое этих обоих разрешений, и подставляется в вышеуказанную формулу. Из таблицы видно, что при печати с использованием одного и того же разрешения в общем случае рост линиатуры приводит к значительным потерям в передаче цветовых оттенков, что можно наблюдать на практике, при печати с высокими линиатурами снедостаточно высоким разрешением.

Какое количество градаций можно считать достаточным? В большинстве растровых файлов используется глубина цвета для одного цветового канала, равная 8 битам на один пиксел изображения. Если каналов три, как в аддитивной модели RGB, то суммарная глубина цвета составит 24 бита на пиксел, а если используется четыре канала, как в субтрактивной модели CMYK, то глубина цвета всех их составит 32 бита. Таким образом, один пиксел в одном цветовом канале может иметь одно из 2-х в 8-й степени (256) состояний, определяющих его цвет. В идеале выводное устройство должно обеспечивать те же 256 уровней яркости, или, применительно к полиграфии, 256 различных состояний растровых точек (не более). Так, естественно, происходит не всегда, и все 256 градаций ни одно устройство, как правило, не воспроизводит. Но рабочие параметры разрешения вывода в dpi всегда должны быть указаны "с запасом", что обеспечит достаточный уровень качества и снизит влияние различных погрешностей на качество печати. Таким образом, оптимальное разрешение в dpi для печати 150 - ой линиатурой составляет 2400 dpi, разрешение для линиатур 175 и 200, а также 225 - 3600 dpi. Большие значения разрешения для получения еще большего числа градаций указывать не только бесполезно (так как вы не сможете визуально различить такое большое число оттенков, значение 256 - это уже "потолок" здравого смысла, а выше него начинается фанатизм), но и вредно, так как при этом сильно растет процессорное время, необходимое на печать и обработку принтерных данных, выводимых с таким высоким разрешением. В достаточно редких случаях для некоторых проектов можно использовать значения линиатур растра свыше 225 линий на дюйм, и использовать для этого разрешение 4800 dpi. Это значение разрешения обеспечит необходимое число градаций. Не забывайте также, что печать высокими линиатурами чревата также большими проблемами с копировкой печатных форм, где слишком "тонкий" растр может быть просто "закопирован", т.е. светлые участки формы могут быть полностью обесцвечены; не забывайте также про темные участки, которые могут превратиться в плашки, если просвет между растровыми точками слишком мал. Не забывайте и про растискивание, от которого сильно страдают особенно высоколиниатурные работы.

Тип материала, на котором производится печать Линиатура Оптимальное разрешение
lpi dpi
Низкокачественная газетная бумага 80 до 1200
Газетная бумага 100 1600-2400
Газетная и офсетная бумага 133 2200-2540
Качественная офсетная, мелованная бумага 150 2540-2800
Мелованная бумага 175 2800-3200
Высококачественные сорта мелованной бумаги 200 3200-3600 и более

Сегодня рассмотрим настройку отображения цвета, типы растровых изображений и перевод из одного типа в другой. Режим Indexed Color и глубина цвета. Перевод в Duotone и плашечные цвета.

Перевод изображения в CMYK не вызовет никаких диалоговых окон, но нужно помнить, что CMYK - одна из самых бедных (по цветовому охвату) моделей и поэтому перевод изображения из RGB и Lab в CMYK будет сопровождаться потерей цвета. В Photoshop существует возможность предварительного просмотра изображения в некоторых типах изображений и каналах CMYK без предварительного перевода в них. Все эти операции предварительного просмотра доступны в меню View .

В пункте Proof Setup разобраться легко.
Флажок Proof Colors во включенном состоянии делает просмотр возможным, а в выключенном - возвращается к оригинальному просмотру данной цветовой модели.
Пункт Gamut Warning (Предупреждение о выходе из цветового охвата) предназначен для режимов RGB и Lab. При его включении все те цвета, которые будут утеряны при переводе в CMYK, будут окрашены в серый цвет.

Типы растровых изображений.

Photoshop поддерживает описание изображений в различных цветовых моделях. В рамках программы Photoshop существует также понятие типа изображения. В Photoshop существуют следующие типы изображений:

  • Монохромные изображения. В таком изображении есть только два цвета: черный и белый.
  • Полутоновые изображения. Состоят из 256 оттенков серого цвета.
  • Полноцветные изображения. Это цветные изображения, использующие цветовые модели RGB, CMYK и Lab. Они состоят из нескольких цветовых каналов. Каждый канал представляет собой полутоновое изображение, содержащее 256 оттенков.
  • Индексированные изображения. Это одноканальные цветные изображения, содержащие до 256 точно определенных цветов. Они применяются в Web-дизайне, поскольку во многих случаях размеры индексированных изображений меньше, чем аналогичных полноцветных.
  • Многоканальные изображения. К этому типу относятся изображения, содержащие произвольное число цветовых каналов. Они применяются для специальных целей, очень часто в полиграфии.

Для управления и переключения моделей изображения существуют специальные команды, которые расположены в подпункте Mode меню Image .

  • Bitmap - перевод изображения в монохромное.
  • Grayscale - перевод изображения в 256 оттенков серого цвета.
  • Duotone - перевод изображения в палитру нескольких цветов (подробнее попозже).
  • - перевод изображения в режим индексированного цвета.
  • RGB - перевод изображения в модель RGB.
  • CMYK - перевод изображения в модель CMYK.
  • Lab - перевод изображения в модель Lab.
  • Multichannel - перевод в многоканальный тип изображения.

Некоторой спецификой обладают типы Bitmap и Duotone. В них можно перевести только изображения типа Grayscale. Поэтому вначале рассмотрим преобразование в тип Grayscale .


Откройте изображение photo.jpg . Выберите пункт Grayscale команды Mode меню Image . Перед вами появится диалоговое окно, изображенное на рисунке. Нажав ОК , вы соглашаетесь отбросить цветовую информацию и преобразовать изображение в полутоновое. Учтите, что преобразование полутонового изображения в полноцветное (RGB и т.п.) не восстановит утерянную цветовую информацию.


После преобразования в Grayscale стала доступна команда Bitmap меню Image , подменю Mode . В ответ на Вашу команду появится диалоговое окно. Для начала нужно установить разрешение будущего монохромного изображения. Разрешение - это количество пикселей изображения, приходящееся на единицу длины. Это очень важная характеристика. Обычно разрешение офисного лазерного принтера - 600 dpi. Чтобы изображение на печати имело хорошее качество, это значение и нужно установить. У монохромного изображения разрешение должно быть равно разрешению устройства вывода. Значит, если вы собираетесь печатать черно-белое изображение на принтере с разрешением 600 точек на дюйм, такую величину и нужно задать. Заниженное значение разрешения при переводе изображения в черно-белое приведет к тому, что гладкие линии будут украшены жуткими зазубринами.

  • Самым простым методом перевода является метод определения порога. В появившемся диалоговом окне в поле Method (Метод) выберите вариант 50% Threshold (Порог 50%). Вы установили порог. При превращении изображения в черно-белое программа анализирует каждую точку изображения и сравнивает ее с пороговым значением. Все пиксели, имеющие яркость более 50%, станут белыми, имеющие меньшую яркость - черными.
    Щелкните на кнопке ОК. Серый цвет фона заменился на белый, а рисунок стал черным, причём чёрных мест на рисунке осталось совсем немного, поскольку изображение достаточно светлое.
  • Метод Pattern Dither (сглаживание узором) основан на превращении полутонов в чёрно-белый узор (узор содержит и чёрную и белую часть, и эти части призваны имитировать полутоновые переходы.)
  • Метод Diffusion Dither (Диффузионное сглаживание) предназначен для предпечатной подготовки плёнок для современного метода полиграфической печати который носит название "частотно-молированный растр". На текущий момент этот набор слов для Вас абсолютно не информативен, поскольку предпчатная подготовка будет рассмотрена в самом конце нашего курса.
  • Метод Halftone Screen предназначен для подготовки плёнок с растром под названием "линейный растр". Эта информация также пока не непонятна, но обязательно станет понятной чуть попозже.

Рисунок тушью, сохраненный как монохромное изображение при достаточном разрешении, даст отличный результат, поскольку тушь имеет очень однородный черный цвет. Если же в качестве оригинала выступает карандашный рисунок, как в данном случае, также можно добиться хорошего результата (нужно только отрегулировать значение порога). Однако при переводе могут быть потери в художественном плане. Рисунок карандашом вовсе не черный. Он серый, причем тон серого меняется в зависимости от нажима. Если в рисунке используются полутона как художественный прием, копия будет хуже, чем оригинал. При конвертировании или сканировании в этом режиме тоновых оригиналов - фотографий и рисунков - возможны большие потери содержательного плана, ведь при преобразовании не учитывается сюжетная и художественная ценность деталей изображения. Так, например, нежелательно применять этот метод к портретам. Человеческий глаз очень чувствителен к деталям лица. Перевод портретов в монохромные изображения удаляет большинство деталей, а оставшиеся делает грубее. В результате лицо модели может неузнаваемо измениться. Однако успешный перевод полутонового изображения в монохромное все же возможен, и часто используется для достижения специальных эффектов. Для этого используются специальные алгоритмы, некоторые из которых выполнены в виде фильтров Photoshop.

Перевод в Duotone и плашечные цвета.

Цветная печать обычно производится последовательным наложением четырех базовых красок - голубой, пурпурной, желтой и черной. Поднесите к глазам иллюстрацию в журнале или цветной газете или посмотрите на нее в лупу, и вы увидите, что она состоит из прихотливо переплетающегося узора точек разных цветов. Глаз человека "обманывается", и вместо разноцветных точек мы видим реалистичную картинку. Заметьте, что реального смешения красок не происходит! Однако есть и иной способ печати. Можно на самом деле приготовить краску нужного цвета, а затем положить ее на бумагу в соответствии с печатной формой. Таким способом вы получите сам нужный цвет и его оттенки. Цвета, печатаемые заранее смешанными красками, называются class=opr>плашечными. Иногда их называют простыми, а триадные цвета составными. Плашечные цвета использовались в полиграфии гораздо раньше триадных. На первый взгляд, этот способ является устаревшим и непродуктивным - ведь триада может передать любой оттенок в рамках CMYK, а плашечная краска - лишь плашечный цвет и его оттенки. Но у такого способа печати есть несколько достоинств, которые делают его широко применяемым и в настоящий момент. Если в иллюстрации не нужно применять много цветов, плашечный способ очень экономичен. Визитки , бланки, газеты и даже иллюстрированные журналы вполне можно печатать лишь одним-двумя дополнительными к черному цветами.

Когда один и тот же цвет применяется в рисунке с разной насыщенностью и яркостью, с помощью плашечного цвета достигается отличный эффект весьма скромными средствами. Так можно печатать тонированные изображения.

Плашечные цвета очень точные. Поскольку плашечный цвет выбирается дизайнером заранее по каталогу, его используют для получения точного цвета (например, в логотипе компании). При печати плашечным цветом даже на не очень хорошем оборудовании удается достичь отличного качества графики (логотипов, названий, подчеркивания) и тонированных фотографий. Плашечные краски могут далеко выходить за охват CMYK. Это металлизированные краски всех видов, флуоресцирующие, очень яркие или наоборот, пастельные тона. Если использовать в цветном изображении дополнительную форму для плашечного цвета (скажем, серебра), ваши изобразительные возможности возрастут (правда, увеличится и стоимость издания). Обычно по экономическим соображениям совместно с триадными используется один, редко два плашечных цвета. Введение каждого дополнительного компонента сильно удорожает процесс. Кроме того, чем больше форм, тем больше вероятность брака, и тем более совершенное оборудование должно быть использовано для печати.

Выпуск плашечных (и триадных) красок для полиграфии - важная производственная отрасль. Чтобы все участники процесса выпуска цветной печатной продукции могли договориться, необходимо не просто описать цвет, а иметь его образец. Фирмы, выпускающие краски, заинтересованы в том, чтобы их цвета были самыми точными, поскольку это увеличивает популярность и объем продажи. Поэтому производители создают каталоги своей продукции. Наиболее известным каталогом цветов является Pantone Matching System . В этом каталоге содержатся образцы всех цветов PANTONE для матовой и глянцевой бумаги (цвета на матовой бумаге выглядят менее яркими), специальные цвета (пастельные тона, металлизированные и флуоресцентные краски). Поскольку перевод плашечных цветов в триадные -частый случай в практике, в каталоге PANTONE имеются триадные эквиваленты плашечных цветов. Все цвета нанесены именно красками, поставляемыми заказчику. Для разных целей используются разные издания (веер, каталоги с отрывными образцами и т. д.). PANTONE - не единственный каталог красок, есть много других, например, TOYO - каталог цветов, наиболее распространенных в Японии, FOCOLTONE , содержащий 763 триадных цвета, и другие. Цвета для электронных публикаций также стандартизированы - это, например, палитры System для Windows и Macintosh, или палитра WebSafe , используемая для Интернета . Все эти каталоги цветов входят в комплект Photoshop как стандартные библиотеки. После такого вступления становится понятным, что имеет какое-то отношение к плашечным цветам. Это несомненно так. Попробуем перевести изображение в Duotone . Напомню, перед этим оно должно быть переведено в Grayscale .

После преобразования стал доступен пункт Duotone , и мы воспользуемся им. В появившемся диалоговом окне доступны настройки итогового изображения.

В выпадающем меню указывается, сколько красок будет смешиваться:

  • Monotone - выбирается один цвет краски;
  • Duotone - итоговый цвет складывается из двух красок;
  • Tritone - итоговый цвет складывается из трёх красок;
  • Quadtone - итоговый цвет складывается из 4-х красок.

Непосредственно сам цвет выбирается следующим образом: просто щёлкаем по иконке с цветом, там появляется диалоговое окно следующего вида:


В выпадающем меню Book выбирается каталог, по которому вы выбираете цвет. Ниже расположено окно выбора цвета, справа от этого окна линейка подбора гаммы цветов, т.е. Вы указываете приблизительно оттенок цвета и в окне подбора цветов появляются оттенки выбранного цвета. Каждый цвет в каталоге имеет своё имя, которое подписано под его образцом. Альтернативный способ подбора цвета представлен в следующем окне.

Технология выбора проста - укажите мышкой в поле выбора цвета на понравившийся Вам цвет. Однако есть огромное число нюансов. Флажок Only Web Colors оставляет возможность выбора только из 216 цветов, используемых по умолчанию в Интернет-броузерах. Шестнадцатиричный код цвета - из той же оперы. При разметке web-страниц цвет указывается, как правило, шестнадцатиричным кодом и, соответственно, в данном случае можно подобрать цвет и увидеть, как он обозначается кодом. Справа от поля выбора цвета расположены поля, показывающие старый цвет и вновь подобранный (очень удобно сравнивать при подстройке оттенков); правее находится треугольник с восклицательным знаком внутри. Этот значок появляется при попытке выбрать цвет, который не входит в цветовой охват текущей модели. В синюю рамку выделен блок, отвечающий за способ выбора цвета. Если напротив какого-либо параметра стоит чёрная точка, то подбор цвета через вертикальнуюую шкалу подбора будет осуществляться именно по этому параметру. Если точка стоит напртив буквы H (Hue), то подбор цвета осуществляется по всем тонам (цветам), и в вертикальной шкале подбора цвета будут отображаться диапазон цветов. Если точка стоит напротив буквы S (Saturation), то в вертикальной шкале подбор будет осуществляться по насыщености текущего цвета, если напротив B (Brightness), то по яркости текущего цвета. Аналогично работает подбор цвета в других цветовых моделях.

Стоит отметить, что соотношение цветов в разных моделях выражается разными единицами.

  • В модели HSB оттенок H (Hue) измеряется в градусах и максимальное значение равно 360 градусам, насыщенность S (Saturation) измеряется в процентах добавленной белой краски (%), яркость B (Brightness) измеряется в процентах черной краски (%).
  • Соотношение между цветами RGB измеряется в оттенках, которые принимают значения от 0 до 255 в каждом канале. Равные соотношения всех каналов дают серые цвета.
  • Цвета CMYK соотносятся между собой в процентном соотношении. Каждой краски может быть от 0 до 100%.
  • В Lab цвет имеет градацию яркости от 0 до 100. Градация цвета в каналах a и b от -128 до 127. В качестве здания предлагаю подумать - почему?

Примечание: прошу обратить внимание на то, что вообще основной цвет и фоновый можно подбирать не только через палитры Color и Swatches. Если щёлкнуть на пиктограмме основного цвета, то откроется окно аналогичное и полностью идентичное только что рассмотренным окнам подбора цвета Picker и Custom (по каталогу). Тоже самое относится и к фоновому цвету, т.е. если щёлкнуть по его пиктограмме, то откроются те же самые окна.

Что касается дальнейшего преобразования в Duotone , то после выбора количества красок и их цвета остаётся нажать на Ok и изображение будет преобразовано.

Режим Indexed Color и глубина цвета.

class=opr>Глубина цвета - это еще один важнейший параметр растровых изображений. Сразу оговорим, что он тесно связан с архитектурой существующих компьютеров и исторически сложившимися стандартами. Глубина цвета выражается в битах и показывает, сколько бит памяти требуется для хранения одного пикселя изображения.

Компьютер имеет дело с цифровой информацией в двоичной системе счисления. Двоичный разряд может иметь два значения: единица или ноль (как вы знаете, десятичный разряд может принимать десять значений от нуля до девяти). Этот наименьшая элементарная информации называется битом. Восемь двоичных разрядов, восемь бит, образуют байт. Байт может принимать 2 8 = 256 значений (восемь десятичных разрядов могут принимать 108 = 100 000 000 значений). Почему байт составляют именно восемь бит? Да просто потому, что восемь разрядов имели первые микропроцессоры. Разрядность современных микропроцессоров для совместимости с их предшественниками тоже кратна восьми. Для больших значений используются "псевдодесятичные" приставки: 1024 байт =1 Кбайт, 1024 Кбайт=1Мбайт.

В памяти компьютера информация о цвете пикселей изображения тоже хранится в двоичном представлении. Поэтому для быстрой ее обработки пиксел кодируется одним или несколькими байтами. Единственное исключение составляют монохромные изображения. Для хранения информации о цвете пикселя такого изображения вполне достаточно одного бита, ведь пиксель может иметь всего два цвета. Таким образом, глубина цвета монохромных изображений составляет 1 бит. Зная, сколько памяти требуется для хранения одного пикселя изображения (то есть глубину цвета), легко рассчитать, сколько памяти займет все изображение. Например, изображение размером 100х100 пикселей займет 100 пикселей x 100 пикселов х 1 бит = 10 000 бит приблизительно 1,2 Кбайт. Объем памяти, занимаемый цветными изображениями, зависит от количества имеющихся в них каналов. Каждый канал является полутоновым, то есть кодируется одним байтом. Если каналов три, как в изображениях в модели RGB или LAB, то на один пиксел приходится 8 бит х 3 =24 бита.В модели CMYK четыре канала и глубина цвета равна 8 бит х 4 = 32 бита. Таким образом, память, занимаемая цветными изображениями, в три или четыре раза больше, чем для полутоновых изображений: 100 пикселей х 100 х 24 бит = 240 000 бит приблизительно 29,3 Кбайт или 100 х 100 х 32 бит = 320 000 бит = 39,1 Кбайт.

Говоря о глубине цвета для типов растровых изображений, мы имели в виду наиболее употребительные изображения с восьмибитными каналами. Adobe Photoshop допускает ограниченное редактирование изображений с 16 битами на канал (Выделение областей, Feather, Клонирующий штамп (Rubber Stamp), в общем, очень мало возможностей.) Нетрудно вычислить, что цветное изображение с восьмибитными каналами может содержать максимум 2 24 =16,7 млн. цветов. С шестнадцатибитными каналами количество цветов увеличивается до 2 16x3 = 2 48 = 281 млрд. Такое количество цветов имеет смысл использовать лишь в том случае, если ваш сканер поддерживает 48-битный цвет. Пока это под силу только очень дорогим профессиональным сканерам.

Для перевода из 8-ми битного цвета в 16-ти битный и наоборот предназначены одноимённые команды из подменю Mode из подменю Image . ( 8 bits/channel и 16 bits/channel ). Ещё один тип изображений - class=opr>индексированные изображения. Это один из первых способов представления цветных точечных изображений. Он широко применялся в те времена, когда компьютеры были не столь мощными, а видеоадаптеры, поддерживающие более 256 цветов, являлись роскошью. Индексированное изображение как раз и рассчитано на хранение не более чем 256 цветов. Цвета, использованные в индексированном изображении, могут быть произвольными, но их общее количество не должно превышать указанного. Какие именно цвета использованы в изображении, определяется его палитрой. Палитра индексированного изображения представляет собой нумерованный список цветов и хранится в файле вместе с изображением. Каждый байт индексированного изображения хранит номер цвета в палитре, а не значения RGB-компонентов цвета. В результате на один пиксель цветного индексированного изображения приходится не 24 бита, а всего 8.

Палитра индексированного изображения может иметь не только 256 цветов, но и меньшее их количество. Сокращение палитры дает возможность сократить и размер файла. Например, если палитра будет состоять не из 256, а из 64 цветов, то для кодирования одного пикселя потребуется только 6 бит, а не 8. В результате размер изображения уменьшится на четверть. Таким образом, глубина цвета индексированных изображений может принимать целые значения в диапазоне от 1 до 8. Компактность представления цветов в индексированных изображениях объясняет нынешнюю сферу их применения - Web-дизайн.

Индексированные изображения получают из полноцветных сокращением количества использованных цветов. Иными словами, изображение приводится к ограниченной палитре. Какие из цветов изображения попадут в палитру, определяется особыми алгоритмами или указывается непосредственно. Первый способ используют, когда необходимо достичь наилучшего приближения индексированного изображения к цветам оригинала. Ко второму прибегают, если хотят достичь одинакового воспроизведения цветов в разных программах или на разных компьютерах. Для перевода изображения в индексированное необходимо выбрать пункт из подпункта Mode меню Image . В ответ получите такое окно:

Photoshop предлагает следующие способы создания палитры: Perceptual (Перцепционная), Selective (Селективная) и Adaptive (Адаптивная). Алгоритм Adaptive (Адаптивная) помещает в индексированную палитру цвета, которые превалируют в полноцветном изображении. Если, например, палитра составляется для изображения с лесным пейзажем, то в ней будут преимущественно оттенки зеленого цвета. Палитра морского пейзажа будет состоять в основном из оттенков синего. Алгоритм Perceptual (Перцепционная) стремится поместить в палитру индексированного изображения те цвета, к которым человеческий глаз наиболее восприимчив. Алгоритм Selective (Селективная) основан на Adaptive, но отдает особое предпочтение превалирующим цветам. Он предлагается Photoshop по умолчанию. Все перечисленные алгоритмы создают для каждого изображения особую палитру. Этим достигается наилучшая передача цветов оригинала.

Чтобы достичь одинаковой цветопередачи на разных компьютерных платформах и на устаревшем видеооборудовании, Photoshop имеет четыре стандартные палитры: две системные MacOS и Windows , палитру Web и равномерную палитру. Первые две соответствуют цветам, используемым операционной системой. Если вы используете в изображении цвета этих палитр, то это даст полную гарантию их правильного и одинакового воспроизведения на любом компьютере выбранной платформы. Палитра Web используется броузерами. Ее применение обеспечит практически одинаковое воспроизведение цветов индексированного изображения любым броузером на любом компьютере. Равномерную палитру составляют цвета, полученные равномерным делением всего цветового диапазона изображения на количество цветов индексированной палитры.
В поле Colors (количество цветов) введите количество цветов, которое должно остаться в преобразованном изображении.
Раздел Forced (Принудительно) говорит алгоритму индексирования, какие цвета должны быть включены в индексированную палитру в любом случае т.е. независимо от того, есть они в исходном изображении или нет. Выпадающее меню имеет следующие разделы:

  • Black and White - включить в палитру чёрный и белый цвета.
  • Primaries (базовые) - базовые цвета моделей RGBи CMYK
  • Web - цвета палитры Web (цвета, которые поддерживают все просмотрщики интернет-страниц).
  • Custom - выбор цветов вручную, то есть вы сами указываете, какие цвета будут включены принудительно. Как только вы выберете этот пункт, появится диалоговое окно, в котором Вы и совершите свой выбор. Принцип выбора прост - щёлкаете мышкой на цвете, который Вы хотите изменить и у Вас появляется окно выбора цвета, которое было описано ранее. Там Вы выбираете цвет и нажимаете Ok. Таким образом можно поступать с любым неугодным цветом. Если цвет вообще не нужен, то его можно удалить, щёлкнув на цвете при нажатой клавише Ctrl .

Флажок Тransparency (прозрачность) имеет смысл, только если на изображении есть прозрачные области. Форматы файлов, имеющих дело с индексированными изображениями, могут хранить прозрачные области, что очень часто используется в Internet-технологиях. Поэтому предусмотрена возможность сохранения этих областей при переводе в индексированное изображение.

Выпадающее меню Matte (кайма) позволяет установить кайму практически произвольного цвета вокруг рисунка, если в изображении имеются прозрачные области. Подробнее это дело рассмотрим позже.

Фиксированные предопределенные палитры не позволяют достичь столь точного соответствия цветов оригиналу, как алгоритмические - они предназначены для специальных целей. Как же передаются при индексировании те цвета исходного изображения, которые отсутствуют в палитре? Отсутствующие цвета передаются не одним, а несколькими соседними пикселями изображения. Отсутствующий в палитре изображения оттенок серого передаётся чередующимися пикселями более темного и более светлого оттенка. Часто такие "синтезированные" цвета называют гибридными, а имитацию отсутствующих цветов - class=opr>dithering (сглаживание). Алгоритм сглаживания устанавливается в выпадающем меню Dither . Adobe Photoshop предлагает несколько алгоритмов сглаживания. Первый, Pattern (Узор) , работает примерно так, как было описано выше. Отсутствующие цвета заменяются "узором" из пикселей, имеющихся в палитре индексированного изображения. Этот способ не всегда дает удовлетворительный результат, поскольку проявляется хорошо заметная регулярная структура "узоров". Лучший внешний вид дает алгоритм Diffusion (Диффузия) . Упрощенно его можно описать следующим образом. Photoshop начинает сглаживание с первого, левого верхнего пикселя изображения и следует построчно к последнему, правому нижнему. Цвет первого пикселя заменяется на ближайший из ограниченной палитры. Цвет второго пикселя выбирается таким образом, чтобы вместе с первым они давали цвет, наиболее близкий к цвету второго пикселя оригинала. Такой алгоритм позволяет "рассеять" ошибку в выборе цвета по всему изображению без появления регулярных узоров. Третий алгоритм, Noise (Шум) , представляет собой усовершенствованный вариант алгоритма Diffusion (Диффузия), создающий еще менее рeгyлярное сглаживание. В поле Amount вводится степень сглаживания. Чем сильнее сглаживание, тем больший диапазон цветов может передать индексированное изображение.

Флажок Preserve Exact Colors (Сохранять точные цвета) заставляет алгоритм сглаживания сохранять пиксели тех цветов, которые имеются в палитре, не включая их в рассеивание ошибки (в пиксели, принимающие участие в сглаживании по методу диффузии) или узоры (Patern). Такими тяжёлыми кажутся эти преобразования. На самом деле, главное - первоначально разобраться, где и что настраивать, а потом это будет происходить автоматически, устанавливая настройки, над которыми Вы даже не будете задумываться.

Различные цветовые режимы:

  1. Режим RGB (миллионы цветов)
  2. Режим CMYK (цвета четырехцветной печати)
  3. Режим индексированных цветов (256 цветов)
  4. Режим градаций серого (256 оттенков серого)
  5. Битовый режим (2 цвета)

Цветовой режим, или режим изображения, определяет, как объединяются цвета на основе количества каналов в цветовой модели. Разные цветовые режимы дают различные уровни детализации цвета и размер файла. Например, используйте цветовой режим CMYK для изображений в полноцветной печатной брошюре, а цветовой режим RGB для изображений, предназначенных для Интернета или электронной почты, чтобы уменьшить размер файла, сохраняя достоверность цветов.

Цветовой режим RGB

Режим RGB в Photoshop использует модель RGB, назначая каждому пикселу значение интенсивности. В изображениях с 8 битами на канал значения интенсивности находятся в диапазоне от 0 (черный) до 255 (белый) для каждого из RGB-компонентов цвета (красный, зеленый, синий). Например, ярко-красный цвет имеет значение R=246, G=20 и B=50. Если значения всех трех компонентов одинаковы, получается затемнение нейтрально-серого цвета. Если значения всех компонентов равны 255, то получается чистый белый, а если 0, то чистый черный.

Чтобы воспроизвести цвета на экране, в изображениях RGB используются три цвета, или канала . В изображениях, содержащих 8 бит на канал, каждый пиксел содержит 24 бита (3 канала по 8 бит) цветовой информации. В 24-битных изображениях три канала позволяют воспроизводить до 16,7 миллиона цветов на пиксел. В 48-битных (16 бит на канал) и 96-битных (32 бита на канал) изображениях каждый пиксел может воспроизводить еще больше цветов. Помимо того что модель RGB является режимом по умолчанию для новых изображений, создаваемых в Photoshop, она еще используется для отображения цветов компьютерными мониторами. Это означает, что при работе в цветовых режимах, отличных от RGB (например, в CMYK), Photoshop конвертирует изображение в RGB для отображения на экране.

Несмотря на то что RGB является стандартной цветовой моделью, точный диапазон отображаемых цветов может быть разным в зависимости от приложения и устройства вывода. Режим RGB в Photoshop изменяется в зависимости от параметров настройки рабочего пространства, установленных в диалоговом окне «Настройка цветов» .

Режим CMYK

В режиме CMYK пикселу для каждой из триадных красок присваивается значение в процентах. Самым светлым цветам (цветам подсветки) назначается меньшее значение, а более темным (цветам тени) - большее. Например, ярко-красный цвет может состоять из 2 % голубого, 93 % пурпурного, 90 % желтого и 0 % черного. Если в изображениях CMYK все четыре компонента равны 0 %, то получается чистый белый цвет.

Режим CMYK предназначен для подготовки изображения к печати с использованием триадных цветов. В результате преобразования RGB-изображения в CMYK получается цветоделение . Если исходное изображение было RGB, его лучше всего отредактировать в режиме RGB и только в самом конце редактирования преобразовать в CMYK. В режиме RGB команды «Параметры цветопробы» позволяют имитировать эффекты преобразования в CMYK, не изменяя сами данные. В режиме CMYK можно также работать непосредственно с изображениями CMYK, полученными со сканера или импортированными из профессиональных систем.

Несмотря на то что CMYK - это стандартная цветовая модель, точный диапазон воспроизводимых цветов может различаться в зависимости от печатной машины и условий печати. Режим CMYK в Photoshop изменяется в зависимости от параметров настройки рабочего пространства, установленных в диалоговом окне «Настройка цветов» .

Цветовой режим Lab

Цветовая модель L*a*b* (Lab) Международной светотехнической комиссии основана на восприятии цвета человеческим глазом. В режиме Lab числовые значения описывают все цвета, которые видит человек с нормальным зрением. Поскольку значения Lab описывают, как выглядит цвет, а не сколько конкретной краски требуется устройству (например, монитору, настольному принтеру или цифровой камере) для воспроизведения цветов, модель Lab считается аппаратно-независимой цветовой моделью. Системы управления цветом используют Lab в качестве справочника цветов, чтобы получать предсказуемые результаты при преобразовании цвета из одного цветового пространства в другое.

В режиме Lab есть компонент яркости (L), который может находиться в диапазоне от 0 до 100. В палитре цветов Adobe и на панели «Цвет» компоненты a (зелено-красная ось) и b (сине-желтая ось) могут иметь значения в диапазоне от +127 до –128.

Изображения Lab можно сохранять в следующих форматах: Photoshop, Photoshop EPS, Large Document Format (PSB), Photoshop PDF, Photoshop Raw, TIFF, Photoshop DCS 1.0 и Photoshop DCS 2.0. 48-битные (16 бит на канал) изображения Lab можно сохранять в форматах Photoshop, Large Document Format (PSB), Photoshop PDF, Photoshop Raw и TIFF.

Примечание.

Файлы в форматах DCS 1.0 и DCS 2.0 в момент открытия преобразуются в CMYK.

Режим градаций серого

В режиме градаций серого в изображениях используются различные оттенки серого цвета. В 8-битных изображениях допускается до 256 оттенков серого. Каждый пиксел изображения в градациях серого содержит значение яркости в диапазоне от 0 (черный) до 255 (белый). В 16- и 32-битных изображениях количество оттенков серого значительно больше.

Значения оттенков серого также могут быть выражены в процентах суммарного покрытия черной краской (значение 0 % эквивалентно белому, а 100 % - черному).

Режим градаций серого использует диапазон, определенный параметрами рабочего пространства, заданными в диалоговом окне «Настройка цветов» .

Битовый режим

Битовый режим представляет каждый пиксел изображения одним из двух значений (черный или белый). Изображения в этом режиме называются битовыми (1-битными), поскольку на каждый пиксел приходится ровно один бит.

режим «Дуплекс»

В режиме «Дуплекс» создаются монотонные, дуплексные (двуцветные), триотонные (трехцветные) и тетратонные (четырехцветные) изображения в градациях серого с использованием от одной до четырех заказных красок.

Режим «Индексированные цвета»

Режим «Индексированные цвета» выдает 8-битные изображения, содержащие не более 256 цветов. При преобразовании в режим индексированных цветов Photoshop строит таблицу цветов изображения (CLUT) , в которой хранятся и индексируются цвета, используемые в изображении. Если цвет исходного изображения отсутствует в этой таблице, программа выбирает ближайший из имеющихся цветов или выполняет дизеринг для имитации недостающего цвета.

Хотя палитра цветов этого режима ограниченна, он позволяет уменьшить размер файла изображения, при этом сохраняя качество изображения, необходимое для мультимедийных презентаций, веб-страниц и т. п. Возможности редактирования в этом режиме ограниченны. Если необходимо большое редактирование, следует временно перейти в режим RGB. В режиме индексированных цветов файлы можно сохранять в следующих форматах: Photoshop, BMP, DICOM (медицинский формат цифровых изображений и связи), GIF, Photoshop EPS, формат больших документов (PSB), PCX, Photoshop PDF, Photoshop Raw, Photoshop 2.0, PICT, PNG, Targa® и TIFF.

Многоканальный режим

Изображения в многоканальном режиме содержат 256 уровней серого для каждого из каналов и могут пригодиться при специализированной печати. Такие изображения можно сохранять в следующих форматах: Photoshop, Large Document Format (PSB), Photoshop 2.0, Photoshop Raw и Photoshop DCS 2.0.

При преобразовании изображений в многоканальный режим могут оказаться полезны следующие сведения.

    Слои не поддерживаются, и поэтому выполняется их сведение.

    Цветовые каналы исходного изображения становятся каналами плашечных цветов.

    При преобразовании изображения CMYK в многоканальный режим создаются голубой, пурпурный, желтый и черный каналы плашечных цветов.

    При преобразовании изображения RGB в многоканальный режим создаются голубой, пурпурный и желтый каналы плашечных цветов.

    Удаление канала из изображения RGB, CMYK или Lab автоматически преобразует это изображение в многоканальный режим путем сведения слоев.

    Чтобы экспортировать многоканальное изображение, его нужно сохранить в формате Photoshop DCS 2.0.

Примечание.

Изображения с индексированными и 32-битными цветами невозможно преобразовать в режим «Многоканальный».