Что такое информационная среда. Роль пользователя в создании информационных систем и постановке задач

Информационные технологии. Жизнь современного человека протекает не только в обществе и окружающей среде, но и в информационной сфере. С ростом народонаселения человек оказался в определенной степени отделенным от реальности. Он непосредственно общается с весьма ограниченным кругом людей, и для него все большую роль приобретает общее информационное поле. Современное общество часто характеризуют термином “информационное”. Во все области жизни человека постепенно входит компьютеризация. Это касается промышленной сферы и сферы делопроизводства, банковских и почтовых услуг, образования и быта.

Создаются новые условия для интеллектуального труда (редактирование и размножение рукописей, доступ к информации национальных банков данных) и досуга (неограниченный выбор развлекательных программ и игр). В системе здравоохранения появляются компьютерные диагностические центры. С помощью электронной почты люди, находящиеся на разных сторонах планеты, могут работать над совместной статьей так, как если бы они были рядом. Компьютерные системы позволили собрать, систематизировать и сделать доступными огромное количество разрозненных данных. Они взяли на себя рутинную вычислительную работу в системе обслуживания. Входят в практику электронное моделирование и электронные экспертные системы.

Однако уже проявились, и все более набирают силу негативные тенденции информационного общества. Уже сама сложнейшая информационная технология является фактором риска. С появлением крупных информационных систем возникла целая серия компьютерных преступлений - от создания компьютерных вирусов, искажающих или уничтожающих информацию, до применения информационной техники для хищений в особо крупных размерах. Централизация информации порождает угрозу создания бюрократических корпораций, обладающих огромной властью. Компьютеризация силовых, полицейских ведомств влечет за собой потерю права личности на тайну частной жизни и возможности использования компьютерных данных в социально-репрессивных целях. Небезопасна компьютеризация и в отношении здоровья людей (рост вероятности профессиональных заболеваний, рака, аллергии, химических отравлений, психических заболеваний). Как отмечается в работе /18/:

“Массовое увлечение общением с компьютерами вызвало ряд негативных явлений в самых разных слоях общества: ухудшение зрения, сидячий образ жизни и связанное с этим ожирение (особенно в США), увлечение далекой от жизни виртуальной реальностью, а также порнографией и насилием. В частности, в Германии работа на видеодисплейных терминалах входит в число 40 наиболее вредных профессий, а в России еще в 1996 году приняты особые гигиенические требования к таким терминалам и персональным ЭВМ со специальными санкциями за их нарушение. Ибо если оператор сидит за ними часами без перерывов, то он в скором времени заработает искривление позвоночника и близорукость”.

Распространение компьютеров достигло внушительных масштабов. Они стали доступными почти каждому школьнику, для работников же науки и сферы управления позволили определенную часть анализа данных вести дома, в спокойной обстановке. Обмен информацией упростился и ускорился во много раз, причем в международном масштабе. Так при наличии в научных публикациях ключевых слов специалист может получать ежедневно новую информацию по своей области за какие-нибудь 15-20 минут. Коренным образом изменилась оргтехника. В повседневную жизнь вошли ксероксы, принтеры, сканеры и многие другие виды информационного обеспечения.

Разработаны специализированные программы отдельно для детей, бизнесменов, бухгалтеров, программистов, медиков и специалистов по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Внедрение несложных компьютеров в фотоаппараты в конце 90-х годов позволяет существенно упростить и ускорить на основе цифровой обработки изображений операции как самого фотографирования, так и размножения фотографий (причем в цветном виде тоже). Перевод бытовой техники на программное управление открывает для людей качественно новые возможности. Это относится, например, к стиральным машинам, микроволновым печам. Были даже сообщения о разработке компьютерных унитазов, которые могут производить анализы и сигнализировать пользователям о состоянии их здоровья. Новые компьютерные и информационные технологии лишь вначале стоят дорого, непривычны по своей сложности и поэтому доступны только ограниченному кругу людей. Однако со временем, особенно с приходом нового поколения, люди привыкают к этим новшествам, начинают ими усердно пользоваться, и тогда цены резко снижаются.

Обилие компьютеров во всех сферах породило столь же массовое “производство” и распространение “отравляющих” компьютеры вирусов самой разнообразной природы. Появилась специальная профессия “взломщиков” компьютерных систем (хакеров), в основном в финансовой области, а также в области военных технологий.

Информационное поле и феномен виртуальной реальности. Средства массовой информации (СМИ), включающие телевидение, радио и прессу, открыли окно в окружающий мир для каждого человека. Они дают оперативную информацию о том, что произошло в любом уголке земного шара. СМИ во многом формируют взгляды людей. Любые события, любой деятель существуют лишь постольку, поскольку они представлены в СМИ. Человек живет в мощном информационном поле, затрагивающем все стороны его жизни.

В последнее время эффективность воздействия информации резко увеличилась за счет компьютеризации. Особенно важную роль в информационном поле приобретает Интернет, который иногда называют глобальным интеллектом. По Интернету можно получить любую справку: о расписании движения железных дорог, авиации и других видов транспорта, об обменных курсах и курсах ценных бумаг, о прогнозе погоды в любой точке земного шара. Пользуясь Интернетом, можно листать страницы многих журналов, газет и книг, перепечатывать их на принтере. В настоящее время информационно-компьютерная революция только начинает разбег.

Однако с течением времени усиливается и негативное влияние информационного поля. Это власть СМИ над душами людей и программирование их поведения. В настоящее время вошло в повседневный обиход понятие виртуальной реальности, соответствующее воображаемой реальности, квазибытию, когда мир воспринимается как настоящий, но в действительности не существует. В первую очередь это связано с быстрым развитием компьютеризации. Современные компьютерные технологии не только позволяют получать трехмерные стереоскопические видеоизображения с высокой разрешающей способностью, но и с помощью каналов обратной связи управлять вымышленными объектами. Видимая человеком псевдореальность подчиняется и изменяется согласно его воле.

К числу характерных особенностей компьютерных виртуальных миров можно отнести /19/:

1. Виртуальная реальность создается не ею самою, а иным, внешним по отношению к ней объектом.

2. Виртуальная реальность наделена собственным пространством, индивидуальным временем, своеобразными законами существования.

3. Виртуальная реальность имеет активную коммуникацию с другими системами, в том числе и с той, которая ее породила.

К понятию виртуальной реальности сейчас относят целый ряд казалось бы разнородных понятий. Характерные примеры: Компьютерные игры, где конкретный человек отделен от реального мира. Средства массовой информации (СМИ), под действием которых огромные массы людей живут в неадекватном мире и могут идти против собственных интересов. Имидж политических деятелей также создается СМИ. В физике существуют понятия виртуальных переходов, виртуальных частиц, для которых не существует обычная, справедливая для реальных частиц, связь между энергией, импульсом и массой. И здесь понятие виртуальности отделено от действительности. Оно носит скорее математический характер. К виртуальной реальности относят и неадекватное восприятие действительности при психических заболеваниях и приеме наркотиков. Галлюцинации и бредовые расстройства в развитой стадии психических заболеваний получают фантастическое содержание. Фантастический смысл приобретают воспоминания прошлого, прежние знания, окружающая действительность.

Итак, виртуальная реальность отделена от действительности. Она отражает то, чего не существует, и в этом плане носит иллюзорный (нематериальный) характер. И соответственно в рамках теории отражения о ней можно говорить как о некоторой особой форме - отражении отражения (или другими словами, отражении вне бытия). Дело в том, что виртуальный мир неизбежно сопряжен с памятью, образами и опытом прошлого, в нем исключается реальное настоящее.

Феномен виртуальной реальности приобретает важнейшее практическое значение. С одной стороны, соответствующие системы оказываются прекрасными средствами для подготовки и тренажа людей, проектирования сложных конструкций. С другой стороны, виртуальная реальность может рассматриваться как своего рода наркотик, поскольку объектом ее воздействия является мозг человека, а также - как средство власти над людьми. Когда человек отрывается от действительности и живет в иллюзорном мире.

Глобальный информационный контроль. Развитие информационных средств ведет к возможности установления такого тотального контроля над людьми, какого еще не было в истории человечества. А еще совсем недавно его невозможно было даже представить. Об этом, в частности, говорится в статье “Киберконтроль” /20/:

“Через 5-10 лет жизнь каждого человека, возможно, окажется под полным контролем государства. Прогресс компьютерной техники позволит контролировать не только ваше перемещение по виртуальным сетям, но и ваши покупки в магазинах, посещаемые вами дома, с кем вы общаетесь и о чем вы говорите”. Такой прогноз сделал глава компании Microsoft Билл Гейтс.

Для спецслужб глобальные системы слежения за информацией в компьютерных и телефонных сетях - дело обычное. В России такая система называется “СОРМ” - Система Оперативно-Розыскных Мероприятий. Она позволяет получить доступ к личной почте и списку сайтов любого посетителя Интернета. В США методы получения информации еще круче. “Вся современная мировая система спутниковой связи прослушивается американской электронной разведкой. Перехватываются практически все частные и государственные сообщения, передаваемые по телефону, факсу или электронной почте”. Так считает комитет по оценке основных направлений научного и технологического развития Европарламента. Система "Эшелон" ежемесячно перехватывает около ста миллионов сообщений, направляемых через спутники и Интернет. Как и “COPM”, “Эшелон” находит нужные сообщения по ключевым словам. При этом полученная информация используется преимущественно не для ловли преступников, а для... промышленного шпионажа.

Благодаря мобильным телефонам спецслужбы прекрасно представляют себе все перемещения их счастливых владельцев. Точность определения местоположения - около сотни метров. Например, швейцарская компания Swisscom записала перемещения миллиона мобильных телефонов своих клиентов за полгода. При этом совершенно точно известно, кто с кем встречался и сколько времени продлилась встреча. Для того, чтобы засечь местоположение, вовсе не обязательно, чтобы абонент беседовал: телефонная трубка регулярно посылает в сеть сигнал доступности.

Напомню, что в России купить сотовый телефон без паспорта нельзя. А следовательно, спецслужбы легко установят, где вы находитесь. Каждая ваша покупка в магазине с использованием кредитной карточки четко указывает на ваше местоположение. После ввода в московском метро магнитных карт компьютер получил возможность фиксировать ваши перемещения. А через год московские власти собираются ввести единую транспортную карту, передающую информацию в компьютерную сеть...

В последнее время особенно популярны видеокамеры наблюдения. Только в Великобритании в общественных местах установлено около 200 тысяч видеокамер! Эти невидимые “глаза” снабжены функциями панорамирования, увеличения/ уменьшения и инфракрасной съемки. Но это не все! Готовится к внедрению система True Face, позволяющая за несколько секунд идентифицировать лицо человека в базе данных из десятков тысяч изображений. Система предназначается якобы для аэропортов, казино и систем безопасности магазинов. Но с ее помощью можно контролировать любого, кем интересуются спецслужбы.

Если можно обмануть компьютерный сервер, введя анонимный адрес, то обмануть биометрический компьютер будет невозможно. Уже началась апробация технологий идентификации на основе сканирования сетчатой оболочки глаза, исследовании геометрии руки, дактилоскопии, распознавания голоса и цифровых фотографий... Полиция в некоторых странах (США, Германии, Канаде) работает над созданием национальных баз данных ДНК.

В этом отрывке перечислена только часть информационных возможностей. Постепенно идет процесс установления информационной власти США над другими странами, над всеми сферами их деятельности, включая СМИ, управляющие структуры, выдвижение лидеров. О деятельности американского Агентства национальной безопасности (АНБ) - гигантского центра, следящего за всем миром, говорится в статье /21/:

“АНБ - гораздо более богатая и независимая организация, чем, например, ЦРУ. Ни Агентство работает около 100 000 человек, а бюджет конторы достигает 16 миллиардов долларов... В задачу АНБ входит отслеживать представляющие даже малейший интерес для Америки телефонные переговоры, факсы, компьютерную почту, сигналы спутников. В целом АНБ каждый день фильтрует миллионы самых разных переговоров. Как отсеиваются нужные? Во-первых, по номерам телефонов из "списка особой важности". К тому же компьютеры Агентства автоматически определяют тысячи людей - террористов, политиков, дипломатов - по голосу. И, наконец, есть постоянно обновляющийся список ключевых слов, использование которых в разговоре привлекает внимание “автошифровщика”. Говорят, что после отсева каждый день от 10 до 15 тысяч становится предметом более детального анализа: их анализируют и на их основе составляют доклады”.

В перспективе с дальнейшим развитием информационных средств человек окажется в обстановке всеобъемлющего контроля всех его действий.

Полный информационный цикл включает рождение инфор-мации, ее накопление, обработку, прием и использование для целей развития системы.

Информационная среда. Это понятие связано с понятием инфор-мационной работы в ее полном цикле. Информационная среда - это весь набор условий для технологической переработки и эффек-тивного использования знаний в виде информационного ресурса. К информационной среде относятся аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации, уровень подготовки кадров - специалистов и пользователей, формы стимулирования, контроля, методы и формы управления, документопотоки, процедуры, рег-ламенты, юридические нормы и т.д. Причем в информационную среду входит не только управляющая подсистема, но и объект. В информационную среду входят рассматриваемые как элементы еди-ной системы все факторы, воздействующие на информационные процессы и информационные системы в течение всего жизненного цикла от проектирования до использования.

Информационно-управленческий процесс в его полном виде - не просто сообщение данных, а функционирование ИР - информдинамики, связанной с функционированием всей информационной среды, всех ее элементов, среди которых активными являются люди, а пассивными - технические средства и другие материальные ресурсы. Такой подход очень важен при создании интегрированных АСУ.

С позиций понятия информационной среды удобно дать понятия информационного процесса и информационной технологии. Под информационным процессом понимается функционирование всех элементов информационной среды и всех факторов, обеспечивающих появление новых знаний, их передачу, переработку, использование и воздействие на объект рассматриваемой системы. В соответствии с этим под информационной технологией следует понимать не только основанную на ЭВМ вычислительную систему, но и всю автоматизированную среду получения, передачи, переработки, использования знаний в виде информации и их воздействия на объект.

Существуют понятия социальной, экономической, производст-венной, интеллектуальной, информационной и вычислительной сред. Все это среды социальных систем, разные ракурсы их рассмотрения. Если понятие интеллектуальной среды характеризует условия функционирования всего потенциала знаний (овеществленной информации), то понятие информационной среды более узкое и от-носится только к условиям функционирования социальной ин-формации, знаний в виде сообщений. Что касается вычислительной или программно-вычислительной среды, то она является элементом информационной среды.

Следующими фундаментальными понятиями информатики как науки о движущей силе информации в социальных системах являются понятия информационного поля и его напряженности. В кибернетической самоорганизующейся системе управляющая под-система осуществляет целеполагание для объекта и удерживает его в заданном целевом русле функционирования и развития. Взаи-модействие целевого, проектируемого и исходного состояний кибернетической системы, а также ее элементов осуществляется посредством информационных полей, напряженности которых соз-даются либо постановкой объекту цели, либо ухудшением исходного состояния системы, т.е. появлением дополнительных ограничений в ее динамике.

информационный хранение безопасный

Понятие, условия формирования и основные составляющие информационной среды организации

На начальном этапе ценность информации определялась возможностью ее использования для решения задач управления организацией.

В последние годы заметные достижения в области осмысления роли информации в деятельности организаций связаны с развитием информатики -- науки, изучающей процессы передачи, обработки и хранения информации. В результате проведенных исследований было установлено, что в практических задачах управления информация выступает как объективная категория, исполняющая роль регулятора деятельности организации, который отражает требования окружающей среды. Точно так же система внутриорганизационных информационных связей обеспечивает учет воздействия свойств внутренней среды на работу организации.

Указанные свойства объективно определяют ведущую роль информации в развитии любой организации. Чем сложнее по своей структуре организация, тем большие объемы внутренней и внешней информации используются для обеспечения ее жизнедеятельности. Поэтому уровень информатизации организации является ведущим показателем обобщенного понятия качества организации и определяет ее способность к выживанию в условиях конкуренции.

Во множестве функций, которые выполняет информация в процессе жизнедеятельности организации, следует подчеркнуть два основных фактора.

Первый из них обусловлен тем, что информация, используемая в производственном процессе, носит производительный характер и, следовательно, играет роль ресурса, необходимого для выпуска конечного продукта. Особенно наглядно это свойство проявляется в деятельности фирм, для которых информация является предметом и продуктом труда. К ним следует отнести государственные и частные организации, занимающиеся координацией и управлением деятельностью других организаций, в том числе и маркетинговые агентства. Предметом деятельности последних является информация о состоянии рынка и действиях его субъектов, а результатом труда является информация, используемая в системах управления организаций. Вторая особенность воздействия информатизации на жизнедеятельность организаций заключается в том, что развитие подхода к информации как к самостоятельному объекту привело к созданию нового научного направления -- информационной экономики.

Главным элементом информационной среды управления является информация, а основной целью -- обеспечение работников организации необходимой информацией в нужное время. При этом необходимо отделить ценную информацию от пустой, чтобы проанализировать текущее состояние объекта управления и выработать правильное решение.

Классическая теория информации определяет информацию через меру уменьшения неопределенности знания о чем-либо. Универсального определения информации не может быть в силу неотделимости информации от свойств субъекта, который нуждается не в информации вообще, а в конкретной информации и отбрасывает ненужную. В основе понятий «информация» и «информационное взаимодействие» лежат сигнал и субъект, принимающий этот сигнал и формирующий соответствующую реакцию на него.

По мере развития организации усложняются набор целей, структура; непрерывно растет потребность в сведениях; усложняются информационные взаимодействия.

Субъективное восприятие информации (компанией, коллективом, человеком) необходимо при изучении процессов организации и самоорганизации, при изучении поведения и развития целенаправленных систем, коими и являются организационные системы.

Своевременное перераспределение информации в организации, как правило, отслеживает секретарь или специальный уполномоченный работник. В его обязанности входит также управление разграничением доступа к различным видам информации: открытой, для служебного пользования, секретной, совершенно секретной и особой важности. Это ответственное лицо должно точно знать, кому и какую информацию можно передавать. Работники информационной службы должны хранить и структурировать информацию, а также готовить ответы на информационные запросы в удобном для работы виде.

В потоке информации, используемой деловой организацией, выделяются два направления:

  • - информационный обмен с окружающей средой;
  • - коммуникации внутри организации.

Информационный обмен с окружающей средой включает:

  • - входную информацию;
  • - выходную информацию.

Входная информация включает следующие виды информации:

  • - информацию о структуре рынка (маркетинговая информация);
  • - информацию о деятельности государственных органов, которая содержит всю необходимую информацию о документах и постановлениях, регламентирующих деятельность организаций;
  • - информацию о социально-экономическом состоянии общества.

Выходная информация является активным средством, которое обеспечивает создание привлекательного имиджа организации и способствует вхождению организации в рынок. С этой целью используется реклама. Рекламная деятельность - это самое существенное приложение закона информированности и упорядоченности. Другим источником объективной и достоверной выходной информации о деятельности организации являются документы, материалы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности.

Информационная среда

Информационная среда

Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

По-английски: Information environment

Синонимы: Информационная среда общества

Синонимы английские: Information societies environment

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Информационная среда" в других словарях:

    информационная среда - Совокупность информационных средств, воздействующих на оператора. [ГОСТ Р 43.0.2 2006] информационная среда 1. Хранящееся в компьютере, но не оформленная в виде информационной системы совокупность знаний, фактов и сведений, относящаяся к… …

    информационная среда - 12 информационная среда: Совокупность информационных средств, воздействующих на оператора. Источник: ГОСТ Р 43.0.2 2006: Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения …

    информационная среда общества - совокупность информационных ресурсов, информационно коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, политических, социально экономических и культурных условий реализации процессов… … Справочник технического переводчика

    Информационная среда/INFORMATION ENVIRONMENT - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике

    интегрированная информационная среда - 3.2.1. интегрированная информационная среда; ИИС: Совокупность распределенных баз данных, содержащих сведения об изделиях, производственной среде, ресурсах и процессах предприятия, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Интегрированная информационная среда - (ИИС): совокупность распределенных баз данных, содержащих сведения о продукции, производственной среде, ресурсах и процессах предприятия, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и доступность данных субъектов производственно… … Официальная терминология

    интегрированная информационная среда (ИИС) - 3.4 интегрированная информационная среда (ИИС): Совокупность распределенных баз данных, содержащих сведения о продукции, производственной среде, ресурсах и процессах предприятия, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационная - функция автоматизированной системы управления Функция АСУ, включающая получение информации, обработку и передачу информации персоналу АСУ или за пределы системы о состоянии ТОУ или внешней среды Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Среда окружающая - (синоним среда обитания человека) совокупность природных, тех­ногенных, социальных и культурных объектов, явлений и процессов внешних по отношению к человеку, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Окружающая среда часто … Экология человека

    Информационная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны (т.е. жизненно важных интересов, основанных на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Содержание информационной безопасности составляют жизненно важные… … Большой юридический словарь

Книги

  • Информационная среда управления. Теоретические основы и механизм формирования , Ермолаева Елена. Динамика развития информационно-коммуникативных технологий, ускорение информационных процессов не могло не отразиться на сфере управления. В отношениях между органами власти и населением…
  • Образовательная информационная среда. От аккредитованной квалификации к сертифицированным умениям , Денчев Стоян Георгиев. Представлена базовая концепция информационной среды, проанализированы ее основные аспекты. Раскрыто понятие информационной цивилизации, показано место в ней экономики знаний. Рассмотрены…

Современная информационная среда - это что такое? Какова цель её создания? Какие преимущества, хотя бы теоретически, она должна предоставлять населению? И на кого рассчитана в первую очередь? На эти вопросы, а также на ряд других, и будет дан ответ в рамках данной статьи.

Общая информация

Говоря о том, что же значит такой термин, как «информационная среда», стоит отметить, что это довольно сложно выразить одним определением. Поэтому, чтобы разобраться как можно лучше, приведем несколько мнений. Согласно О. И. Соколовой, так следует называть педагогическую систему и её обеспечение в виде материально-технической, нормативно-правовой, финансово-экономической и управленческой составляющей. А. А. Андреев считает, что антропософический информационный антураж, главная цель которого - раскрытие творческого потенциала. В. А. Ясвин придерживается мнения, что это совокупность всех возможностей для развития и обучения личности. Причем под этим понимаются как позитивные, так и негативные аспекты. Главное - чтобы они давали возможности. Интересно толкование и О. А. Ильченко, согласно которому информационная среда - это часть пространства, что ближе всего к конкретному индивиду и является его окружением и совокупностью условий, в которых осуществляется деятельность. В общем, как видите, среди ученых нет единства. Но для качественного материала следует остановиться на определённом толковании.

Выбор

Как наиболее подходящее было выбрано толкование С. Д. Деряба. Согласно ему, информационная среда - это организованная на принципе системности совокупность образовательных учреждений, банков данных, глобальных и локальных информационных сетей, органов управлений и книжных фондов согласно их функциональной, территориальной и предметно-тематической адресации. Кроме этого, к ней нужно отнести и средства передачи, протоколы взаимодействия, используемые ресурсы, аппаратно-программное и организационно-методическое обеспечение, направленное на образовательную деятельность.

Топологические признаки

Чтобы лучше понять, что собой представляет единая информационная среда, выделим основные моменты:

  1. Она является сложносоставным объектом, обладающим системной природой.
  2. Единая информационная среда для достижения комплексного эффекта в виде реализации поставленной цели должна обладать таким свойством, как целостность воспитания и обучения.
  3. Она для наилучшего результата обязана развивать совокупность человеческих отношений в рамках контекста социокультурной и мировоззренческой адаптации индивида к миру, и наоборот.
  4. Для оценки эффективности, которой обладает единая информационная среда, следят за положительными и негативными характеристиками выпускаемых субъектов. Следует постараться, чтобы полученный результат соответствовал заказываемому вектору ценностных ориентаций.
  5. Нужно понимать, что информационная образовательная среда является не только условием, но и и обучения.
  6. Для создания системы координат ведущих условий используют психолого-дидактические и пространственно-предметные компоненты.
  7. Информационная образовательная среда образовывает субстрат индивидуализированной деятельности, которая переходит от учебных ситуаций к жизни.

Небольшое отступление

Сейчас много говорят про то, как нужна информационная среда, информационная система и многое другое. Были ли они ранее? Разумеется. Но в данном случае мы имеем ту особенность, что сейчас чрезвычайно просто получить доступ к определённой информации. И заниматься обучением можно в любом месте. Поэтому можно сказать, что окружающая среда = информационная среда. Вопрос только в качестве получаемых нами знаний.

Понятийные особенности

Несмотря на то что для обозначения сложившейся ситуации и происходящих процессов используется слово «среда» (или же даже «пространство»), это не совсем корректно. Более подходящим, по мнению ряда ученых, всё же является такой термин, как «система». Почему? Дело в том, что использование словосочетаний вроде "окружающая среда", "информационная среда" началось, скорее, с госслужащих в сфере образования, а не ученых-педагогов. Возникло такое положение дел, вероятно, из-за того, что нет времени думать о чистоте научных дефиниций. Так, во многих толкованиях можно встретить слова о том, что современная информационная среда является совокупностью (или же системой) различных элементов - технической, учебно-методической и других составляющих. Нельзя забывать и об участниках. Причем под ними подразумеваются как учителя, так и ученики. Интересные исследования данного вопроса проводил Песковский Е. А. Так, при строгом анализе было определено, что образовательная среда - это подсистема социокультурной сферы. Она включает в себя 154 факта, ситуации и обстоятельства, что сложились на протяжении истории и направлены на целостную организацию. А вот социокультурную сферу рассматривают как систему ключевых факторов, от которых зависит развитие человека и получение им образования.

И что с этим делать?

Чтобы разобраться в сложных процессах и явлениях и разработать эффективные научные рекомендации, часто используют моделирование. и усвоение знаний через Интернет описывается одной теоретической моделью. Должно ли так быть? Да! В этом сила науки - что разные процессы могут быть описаны одной моделью. Кроме того, она позволяет четко сформулировать вопросы и задачи, на которые необходимо найти ответ. Так, наиболее весомыми является цель, содержание информации, средства передачи, методы обучения, формы. Кроме этого, предусмотрена и обобщающая картина студента и преподавателя.

Результат моделирования информационно-образовательной среды

Используемая модель пригодна для анализа различных педагогических процессов. На её основании можно сформулировать ещё одно видение рассматриваемой темы. И в этом нам поможет информация. Информационная среда - это педагогическая система, в которую входит её обеспечение в виде финансовой, экономической, материальной, технической, нормативно-правовой и управленческой составляющих. Что же является ядром в данном случае? Им выступает непосредственно сама педагогическая система. Исследуются же различные педагогические процессы.

Пример

Рассмотрение такой сложной и одновременно интересной темы сложно представить без уделения внимания образцу современной информационно-образовательной среды. И в качестве примера выбрано виртуальное представительство учебного заведения. Технологии информационной среды, которые рассматриваются, представляют собой набор взаимосвязанных программных модулей (сервисных служб), благодаря которым обеспечивается возможность подготовки и осуществления учебного процесса вместе с реализацией любой категорией пользователей своих функциональных обязанностей. Главными в данном случае являются студент и преподаватель. Набор сервисных служб - это типовое программное обеспечение. А вот состав и содержание созданного ресурса будут определяться непосредственно учебным заведением. Так, в качестве основных элементов могут быть включены электронная библиотека, классы, администрация и прочие необходимые моменты.

Особенность

Как же происходит воплощение и развитие информационной среды? Первоначально проводится анализ методической, организационной и образовательных учреждений (яслей, детских садов, школ, университетов, учебно-исследовательских институтов). Затем собирается информация про тип, содержание и характеристику информации, которая обеспечивает функционирование субъектов. После этого нужно разработать концепцию на основе организационной, научной, учебно-методической и иных функций. Затем строится структура и принцип работы виртуального класса (кафедры, лаборатории и проч.). Далее можно приступать к разработке сайта в сети Интернет, на котором и будет размещена вся требуемая информация. Преимуществом такого подхода является то, что субъект может действовать не только на территории очень ограниченной области, но и всей страны, и даже за рубежом. Конечно, для школьного класса потребности в этом нет. Но вот если рассматривать с позиции кафедры университета или научно-исследовательской лаборатории, то это чрезвычайно полезно.

Заключение

Информационно-образовательные среды (или же системы) имеют очень большое будущее. Сейчас сложно сказать, во что они выльются, но то, что развитие будет идти, - безусловно. В будущем это может быть реализовано в виртуальных классах, когда ученики смогут своими глазами увидеть, что и как происходит (хотя точнее будет сказать, что они увидят качественную симуляцию). Использование подобного подхода позволит качественно улучшить результативность обучения. А это, в свою очередь, будет чрезвычайно полезно для всей страны - ведь чем больше образованных людей, тем меньше преступность, выше экономическое благополучие и много других позитивных вещей, глядя на которые, можно уверенно сказать: ИОС нужно развивать и совершенствовать для наилучшего результата!