Национальный парк Приэльбрусье, гора Чегет. Горнолыжные курорты Приэльбрусья: Эльбрус Азау и Чегет Эльбрус чегет горнолыжный

Приэльбрусье – это удивительная часть с потрясающей горной природой, которая растянулась от западной части Эльбруса до реки Чегем на востоке. Именно здесь находятся самые высокие горы Большого Кавказа.

Часть всего этого мы обязательно увидим сегодня, правда только после того, как решим вопрос с ночлегом. Последний водитель предупредил нас о том, что за установку палатки в непредусмотренном для этого месте могут предъявить штраф около 2000 руб. Поэтому я стоял перед одной из баз отдыха в раздумьях, то ли спрашивать у них место подешевле, то ли спросить, где можно переночевать бесплатно. Потом махнул рукой и пошел “на абордаж”.

Бесплатное место для палатки.

В холле администратора меня встретила женщина в возрасте, глаза которой тут же загорелись при виде туриста (да еще не в сезон). У нее я выяснил, что поставить палатку на территории базы обойдется нам по 150-200 руб. с человека. Признаться совершенно не хотелось платить за то, от чего можно ночью продрогнуть до костей. А насчет бесплатных вариантов она отказалась меня просвещать, поэтому мы решили с Милой попытать счастья на других базах.

Следующая выглядела совсем уж заброшенной с полу советским грустно-серым зданием, и маленькими деревянными домиками на задней площадке. Из памяти всплыли воспоминания о детских лагерях при взгляде на рисунки которые были на стенах.

Побродив в округе, мы приметили неплохое место позади домиков. Только у кого спрашивать? Я обошел большое здание вокруг, пока не увидел на первом этаже свет. И тут же постучал в ближайшую дверь. Оттуда вышла пожилая женщина с довольно своеобразным чувством юмора. Я не стал уточнять у нее насчет платности места для палатки, а сразу спросил о возможности бесплатного ночлега.

Бабуля подумала, улыбнулась, да и разрешила воткнуть палатку как раз там, куда мы и хотели. Я даже удивился, что так все легко получилось. А оказалось, бабули (их было две в комнате) до выхода на пенсию работали здесь же в детском горнолыжном лагере. Сейчас чисто “по блату” на лето приезжают по старой памяти здоровье горным воздухом подлечить, да в тишине лесной отдохнуть, а заодно и присматривают за местностью. В общем, повезло нам, чего тут еще рассуждать:).

Долина и гора Чегет.

Спалось до безумия холодно, утром вылезать из “мини-домика” даже не хотелось. Разве что дождаться, пока солнце до нас дойдет и погреться. С бабулями я еще вчера договорился, что мы тут на пару дней останемся, заодно про маршруты уточнил и про подъемник.

Приэльбрусье имеет три долины: Азау, Терскол и Чегет. Нас заинтересовала последняя, да и баба Света о нем больше всего рассказывала. Чегет зовется не только долина, но и поселок рядом и гора, близ Эльбруса, славящаяся среди лыжных фрирайдеров по всему миру.

Баба Света сразу раскусила, что мы за путешественники такие, поэтому рассказала пару секретов, как можно пользоваться подъемником бесплатно. На горе Чегет есть три очереди (три уровня или три площадки). Первая очередь самая длинная и самая популярная. Внизу на площадке берут деньги за весь подъемник сразу, неважно сколько вверх ехать, а заплатить придется не меньше 500 руб. даже в летний сезон.

Так вот, на первую очередь можно подняться пешком, а вот на вторую и третью, в том числе и обратный спуск уже билет спрашивать не будут, то есть можно использовать подъемник бесплатно. Этим мы и решили воспользоваться, когда автостопом поехали сначала в небольшой поселок Чегет.

Подкинули нас местные молодые ребята, которые сами высадились на нижней площадке, подходящей к горе Чегет. Здесь, конечно, через каждые 5 метров то отель, то кафе, то сувенирная лавка. Даже не сезон никого не пугает, туристов здесь предостаточно. Я рад, что в то утро нам к тому же повезло с погодой и периодически даже солнце показывалось.

Зимой Чегет имеет несколько спусков, среди которых каждый может выбрать себе то, что по силам. А сейчас, летом, вместо лыжников здесь можно увидеть множество велосипедистов-смертников. Они с таких крутых высот на огромной скорости спускаются, что по другому просто их не назвать.

Вот так поднимаешься себе неспешно по горе, малину пощипываешь, любуешься горными пейзажами, а тут тебе из-за какой-нибудь сосны это чудо на колесах вылетает. И не боятся ведь.

Пешком подниматься на гору из туристов смельчаков не было. За время нашего подъема нам встретилось всего два человека. Первыми были отец с сыном, которые купили билет на подъемник, но мальчишка настолько испугался высоты, что дальше первой очереди они не забрались, а обратно вообще пешком пошли.

А вторая была женщина, которая судя по обмундированию и трекинговым палкам очень любила горные пешеходные тропы. Кстати, именно она посоветовала прежде, чем мы доберемся до первой площадки, пройти по тропинке влево за голубой знак и полюбоваться горным озером.

Правда она же предупредила, что для русских достаточно паспорта, а вот иностранцам нужно иметь при себе специальное (и явно не бесплатное) разрешение, которое будут проверять пограничники по пути.

Горное озеро и ливень.

Говорят, в Приэльбрусье более 300 солнечных дней в году. Видимо в тот день, мы попали в оставшиеся 65:). Потому что утренняя ясность постепенно стала сменяться серыми облаками и пронизывающим ветром.

Тропинка к озеру оказалась совсем не короткой, да и обещанных пограничников нам так и не попалось на пути, хотя я и видел вдали на холме сторожевую башню. В голове стали появляться мысли о том, что мы заблудились, когда впереди, наконец, появились первые очертания зеленого горного озера.

Чем ближе мы подходили, тем больше подробностей открывалось.

К примеру отсюда сверху я начал различать какие-то белые надписи рядом с озером. Подойдя еще ближе, я понял, что туда вниз можно спуститься и выложить большими камнями какую-нибудь надпись типа “здесь был Вася”, сверху это будет смотреться очень эффектно.

К тому же между кустов я различил несколько цветных точек, значит туристы действительно туда спускаются. Мы с Милой застыли в нерешительности, последовать ли их примеру, когда неожиданно за нас все решил ливень, начавшийся совершенно внезапно.

Это вам не лес, где можно хотя бы под кроной дерева укрыться. Здесь на полуголой горе ближайшая крыша была только на первой площадке или вон в той военной будке. Мы с Милой и все туристы, которые сейчас были у озера (в тот момент я им не завидовал), поспешили обратной дорогой, постепенно промокая насквозь в совокупности с пронизывающим холодным ветром.

Мы даже догнали еще каких-то туристов, которые тоже решили спуститься к озеру, а теперь спешно возвращались на первую очередь. Признаться, я думал они сразу попробуют дернуть ручку сторожевой башни, ведь до следующего укрытия очень далеко, но ребята пробежали мимо даже не попробовав. А я сразу направился к двери, дернув за ручку со всей силы. На удивление дверь оказалась не запертой, а внутри никого не было.

Здесь, конечно, было не сильно тепло, но по крайней мере не сыро. Из всех последующих “промокших” только еще две девочки догадались сделать так же, остальные просто проходили мимо даже не пытаясь что-то поменять в их сложившейся ситуации.

Бесплатный подъемник и возвращение.

Мы же с Милой переждали основной дождь, а потом остаток пути преодолели в более комфортных условиях. Погода, правда, испортилась окончательно. Я думал, что не смогу из-за скопившихся серых туч даже с первой площадки пофотографировать, но пока облака закрыли для меня обзор только на Эльбрус. Поэтому друзья, простите, сегодня без фото этой легенды.

На самую вершину я решил не подниматься, да это было бессмысленно из за затянутого неба. А вот на вторую очередь таки решился. Правда подъемник туда был с одним сидением, поэтому Мила отказалась составить мне компанию. Как и рассказывала нам баба Света, дальше первой очереди можно пользоваться подъемником бесплатно. Чем я и воспользовался, естественно.

На самом деле Мила ничего не потеряла, обычная площадка с еще одной кафешкой и вот такими горными пейзажами.

Так что я только поднялся, сделал пару фотографий и сразу вниз. А дальше уже с Милой мы совсем спустились с горы Чегет.

За время нашего спуска снова солнышко выглянуло. По этому поводу мы решили еще попробовать доехать до горы Эльбрус. Но, дойдя до поворота, мы простояли около часа, так и не смогли поймать попутку. Поэтому немного уставшие мы таки вернулись на базу и остаток дня прогулялись по окрестностям.

Еще одна холодная ночь.

Главное было пережить еще одну холодную ночь. Однако, кроме холода нас ожидал еще один сюрприз, где-то около полуночи зарядил такой ливень, что наша палатка просто “поплыла”. Кое-как мы додремали до раннего утра, а потом под все еще непрекращающимся дождем перенесли вещи в комнату бабы Светы и Татьяны.

Нас напоили горячим чаем, обогрели (насколько это было возможно). И баба Света сказала волшебные слова: “Если бы я знала про дождь, мы бы выделили вам комнату в здании, все равно там сейчас никого нет”. Замечательно, то есть она могла нас поселить в одной из пустующих комнат старого здания, а мы все два дня мерзли на улице и слушали вой шакалов неподалеку.

И снова я не в обиде, ведь если бы не эти бабули, то мы могли вообще не найти бесплатный ночлег в Приэльбрусье. К тому же нам досталось по горячей кружке чая с пряниками.

Вторая более тихая старушка, помолившись на дорожку, отправилась навестить родственников, которые жили в этой местности. А мы дождались, когда окончательно стихнет дождь, натянули свои рюкзаки и открыли дверь навстречу первым лучам солнца.

Куда мы направимся дальше? Пусть это будет очередной маленькой тайной, которую я раскрою в . Вы же знаете, что можно стать первым, кто будет знать обо всех новостях сайта первым, если подписаться на рассылку . Увидимся, друзья.

В Кабардино-Балкарии расположен чудесный уголок природы, который привлекает как любителей пейзажей, так и спортсменов – альпинистов и горнолыжников. Этот уголок – гора Эльбрус и её окрестности. Приэльбрусье – это одно из тех мест, куда возвращаются снова и снова, потому что красота горной природы завораживает навсегда. Приэльбрусье находится в самом центре Кавказского региона и имеет много неповторимых и неописуемых по красоте достопримечательностей.

Отдыхающих наверняка заинтересуют прогулки по канатным дорогам, общая протяжённость которых составляет около двенадцати километров, и наблюдение за великолепными горными пейзажами. Возможно, это удивит Вас, но, съездив на отдых в Приэльбрусье, Вы вполне можете вернуться домой с загаром, не уступающим южному. Загорать на снегу – это, одновременно и приятное развлечение, и удовольствие, и экстрим!

Туристам, предпочитающим активный отдых, будут интересны горнолыжные спуски (общая длина – около тридцати пяти километров) и альпинистские маршруты. Начало горнолыжного сезона приходится, обычно, на ноябрь, а продолжается до мая и даже июня. Лыжные трассы разного уровня сложности дают шанс покататься без травм и прочих негативных эмоций не только опытным спортсменам, но и начинающим горнолыжникам. В Приэльбрусье новичкам помогут научиться кататься на горных лыжах опытные и доброжелательные инструкторы.

Главными вершинами региона являются горы Эльбрус и Чегет. Они очень живописны и величавы, кроме того, они являются популярными объектами альпинистского восхождения. Расскажем вкратце об этих горах.
Высота горы Чегет составляет 3 650 метров, несколько канатно-кресельных дорог, как парных, так и однокресельных, поднимут Вас на высоту. Подъём состоит из двух поворотов: длина канатной дороги первого составляет 1 600 метров, второго – 900 метров. Максимально возможная высота подъёма по канатной дороге – три тысячи пятьдесят метров. Различие высот на первом повороте – 650, на втором – 300 метров. На Чегете есть пара мест, которые будут интересны сноубордистам – это южные склоны и линия «Доллар» на северном склоне. Спуски для горнолыжников, преимущественно, характеризуются средней и высокой степенью сложности, новичкам лучше попробовать кататься на склонах Эльбруса. Всего на горе Чегет расположено полтора десятка горнолыжных трасс. Для того, чтобы покататься на склонах Чегета, профессиональные горнолыжники приезжают со всех уголков мира. Здесь регулярно проводятся международные соревнования по горнолыжному спорту. В Приэльбрусье находится много разнообразных по ценовым категориям гостиниц.

Эльбрус – главная вершина района – имеет высоту в 5 642 метра. Это самая высокая вершина не только Кавказа и России, но и всей Европы в целом. Подъём на Эльбрус состоит из следующих участков и станций:

  • нижняя станция – гостиница Азау;
  • канатная маятниковая дорога Эльбрус-1 длиной в полторы тысячи метров и с разницей между высотами около 650 метров;
  • станция Старая перспектива;
  • канатная маятниковая дорога Эльбрус-2 протяжённостью в 1 750 метров и с разницей между высотами в 550 метров;
  • станция Мир, на которой расположен музей боевой славы защитников Приэльбрусья и кафе;
  • канатная кресельная дорога длиной в две тысячи метров с различием между высотами в 280 метров;
  • станция Гара-Баши, с которой альпинисты начинают восхождение на Эльбрус.

На склонах Эльбруса есть горнолыжные спуски любой сложности, поэтому найти подходящую линию сможет любой лыжник – от начинающего до профи. Основная зона катания находится между высотами в 2 280 и 3 800 метров. Сноубордистам можем посоветовать обратить внимание на спуски за вторым от станции Мир поворотом маятниковой дороги. Склоны Эльбруса будут интересны также фрирайдерам и поклонникам бэккантри, они могут кататься поодиночке или в составе групп. Те, кто устал, катаясь на спусках, могут восстановить свои силы, сделав несколько глотков нарзана из местных, никогда не замерзающих, источников.

В Приэльбрусьи активно развивается туристическая инфраструктура: строятся и модернизируются гостиницы, канатные дороги, места отдыха и развлечений – кафе, бары, дома отдыха. Туристы могут посетить источник Маленькие Нарзаны, а также музей Владимира Высоцкого.

Думаем, Вы уже наполнены решимостью посетить это замечательное место – окрестности горы Эльбрус. В таком случае необходимо задуматься о том, как добраться до Приэльбрусья. Это очень просто: самолётом или поездом необходимо долететь или доехать до города Минводы или Нальчика, а там взять такси, которое привезёт Вас в одну из гостиниц Приэльбрусского района.

Представляем Вам краткую справочную информацию о канатных дорогах гор Эльбрус и Чегет. Вы узнаете об их истории, протяжённости и пунктах остановки.

Канатная дорога на Эльбрус начинается около гостиницы Азау и проходит до пункта Старый кругозор (высота – 2 950 метров), после пересадки можно добраться до пункта Мир. Высота, на которой расположена эта станция – 3,5 тысячи метров, здесь Вас ждёт, наверное, самое высокое в мире кафе, называющееся точно так же – «Мир», в котором Вам предложат отведать традиционные блюда кавказской кухни. На станции Мир стоит задержаться не только для того, чтобы перекусить – посетите музей боевой славы, почтите память тех, кто защищал окрестности Эльбруса в годы Великой Отечественной войны.

Для того, чтобы подняться выше, Вам необходимо проследовать кресельной канатной дорогой до пункта Гара-Баши, расположенного на высоте 4 200 метров. Именно с этой станции начинается альпинистский маршрут восхождения на Эльбрус. От каждой станции – Старого кругозора, Мира, Гара-Баши – вниз идут горнолыжные спуски, общая протяжённость этих трасс составляет около 35 километров. Расстояние между станциями Гара-Баши и Мир, Мир и Старый кругозор – по две тысячи метров, а от Старого кругозора до гостиницы Азау - почти две с половиной тысячи метров. Перечислим вкратце характеристики канатных дорог, ведущих на Эльбрус:

  • дорога IV «Эльбрус-1», маятниково-канатная, протяжённость – 1 900 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога V «Эльбрус-2», маятниково-канатная, протяжённость – 1 800 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога VI «Эльбрус», канатно-кресельная, протяжённость – 1 000 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога №2 «ВЛ-500», буксировочная, протяжённость – 500 метров, время в пути – 5 минут.

Выше мы не упомянули про самую новую канатную дорогу Эльбруса, но сделали это не по забывчивости, а потому, что она заслуживает отдельного внимания. Итак, канатная дорога Ariana-8 (Ариана-8) была спроектирована в 2003 году, а запущена в эксплуатацию 17 декабря 2006 года, с двухгодичным отставанием от первоначальных планов. Эта канатная дорога ведёт от станции около гостиницы Азау (рядом с нижней станцией дороги от Азау до станции Мир) до пункта Старый кругозор. Протяжённость дороги составляет 1 760 метров, а разница между высотами – почти 580 метров. Дорога включает в себя 58 кабин вместимостью по восемь человек, а её пропускная способность немногим менее 2,5 тысяч человек в час. Средний уклон канатной дороги составляет около 35%.

Здание нижней станции выглядит достаточно современно и надёжно – в его архитектуре прослеживается высокотехнологичность, поэтому тем, кто вначале сомневается в надёжности канатной дороги фактически приходится поверить в неё. Верхняя станция выдержана в том же стиле, что и Азау, поэтому у туристов не возникает диссонанса между началом и окончанием пути.

Теперь – о канатных дорогах, ведущих на гору Чегет. Первая кресельная канатная дорога заработала здесь более сорока лет назад – в 1963 году, её длина составляла более полутора километров, а разница в высотах – около 650 метров. Вторая очередь канатной дороги – «Чегет-2» – была запущена в 1966 году. В 1969 году была введена в строй парная канатно-кресельная дорога, а в 1974 году начала свою работу гостиница Чегет. Слева от канатной дороги на Чегет находятся горные вершины Донгузорун, Когутай и Накра, справа – знаменитая двуглавая гора Эльбрус. Туристов поразит своей красотой поляна Чегет с органично вписывающимися в неё объектами туристической инфраструктуры – гостиницами и туристическими базами. На высоте 2 750 метров расположена станция Ай, на которой можно вкусно пообедать в кафе. Завершением канатной дороги выступает пункт Чегет-3, находящийся на высоте 3 083 метра. Всего на Чегете действуют в настоящее время четыре канатные дороги:

  • дорога I «Чегет-1», канатно-кресельная, протяжённость – 1 600 метров, время в пути – 13 минут;
  • дорога II «Чегет-2», канатно-кресельная, протяжённость – 900 метров, время в пути – 11 минут;
  • дорога III «Парная», протяжённость – 1 600 метров, время в пути – 13 минут;
  • дорога №1 «ВЛ-300», буксировочная, протяжённость – 300 метров, время в пути – 3 минуты.

Побывать в Кавминводах и не съездить к седовласому великану — Эльбрусу, это все равно что и не быть на Северном Кавказе вовсе. Впрочем, многие матерые туристы точно так скажут вам, если вы осмелитесь сказать, что были на Эльбрусе и не покорили его. Про восхождение на Эльбрус можно почитать у Михаила в его Ну а наше восхождение завершилось на станции Мир на высоте 3500 м, куда можно подняться без специального снаряжения и даже без специальной подготовки.

Мы приехали на Кавказ знакомится с его красотами, к сожалению знакомство было в режиме экспресс и на Эльбрус в нашем графике был отведен только один день. В этот же день нам еще предстояло и на Чегет подняться, и попить минеральной воды на поляне нарзанов.
Конечно, даже у таких болезненных и не подготовленных ребят, как мы заныло сердце при виде этого исполина и в груди рванулось желание подняться, наверное именно это чувство и влечет сотни туристов каждый год к двуглавому великану Эльбрусу.

Как добраться до Эльбруса

На самом деле выбор транспорта не велик. Самый простой и удобный способ это личный автомобиль. Но если вы приехали на курорты Кавказских минеральных вод не на машине, то кроме как воспользоваться платными экскурсиями другого выхода доехать до Эльбруса нет. В КМВ очень плохо развито транспортное сообщение между достопримечательностями края, но очень хорошо между самими курортами. Например у вас не составит труда перемещаться между Пятигорском, Ессентуками, Кисловодском, Железноводском и Минеральными водами. От Пятигорска до Кисловодска курсирует электричка, в другие города очень часто ходят маршрутки. Но когда речь заходит о таких достопримечательностях как Эльбрус тут транспортная система бессильна. Более того, такси тоже не вариант, оно будет стоить чуть ли не дороже экскурсии. Поэтому даже те, кто идет на восхождение на Эльбрус не редко пользуются трансфером турфирм Кавказа.

Экскурсия в Приэльбрусье к Эльбрусу и Чегету

Экскурсия на Эльбрус это идеальный способ увидеть горы, затратив минимум физической энергии. Во-первых, такую экскурсию можно заказать в любом городе КМВ и автобус заберет вас прямо от входа в санаторий или от оговоренного заранее места. Во-вторых, стоит это удовольствие не очень дорого в пределах 1000-2000 рублей на человека, в зависимости от того будете вы оплачивать подъем на канатной дороге или нет. В-третьих, экскурсионное сопровождение на Кавказе очень хорошее. Экскурсовод все расскажет, покажет и отведет куда надо, а по завершении экскурсии вас довезут туда, откуда забрали. У экскурсий есть только два существенных минуса. Вы перемещаетесь в группе людей, это не всегда удобно, особенно когда группа большая. Второй минус заключается в том, что во времени вы строго ограничены, экскурсовод не даст вам ни секунды лишнего времени, поэтому если вы хотите больше насладиться видами, берите еду с собой. Как правило экскурсовод выделяет минут 40 на обед, а взятый с собой перекус займет минимум времени. Таким образом сэкономленное время можно потратить на прогулку по окрестностям.

На Кавказе мы были 9 дней и экскурсия на Эльбрус стала навязчивой идеей. Уезжать с Кавказа не увидев величественный Эльбрус мы не хотели, но природа вела себя таким образом, что Эльбрус просто не показывался на горизонте, и прогнозы были не утешительными. Таким образом экскурсия на Эльбрус мало-помалу была отложена чуть ли не на последний день поездки. Но наши старания и затягивания не пропали зря, Эльбрус нас услышал и именно день поездки выдался солнечным и спокойным.

Автобус забрал нас из Ессентуков и повез к Эльбрусу. Правда дорога все равно проходит через Пятигорск, поэтому Пятигорск является оптимальным местом, откуда можно ездить на Эльбрус.

Поляна Чегет и гора Чегет

Первая остановка поляна Чегет. Как-никак наша экскурсия охватывает сразу две вершины — и Чегет и Эльбрус. Озаботьтесь этой деталью заранее, многие турфирмы предоставляют экскурсии только к одной из двух вершин. Надо признать в этом есть некоторый здравый смысл. Если вы не собираетесь забираться на самый пик, а как мы просто «прокатиться на канатке» и «пощелкать фотки», то имеет смысл остановить свое внимание на одной вершине, правда на какой именно мы вам не скажем, это тяжелый выбор.

Надо признать, инфраструктура Приэльбрусья развита на очень высоком уровне. Можно приехать сюда в сланцах и легко экипироваться для восхождения, при условии наличия денег конечно. Здесь есть все, от проката снаряжения и гостиниц до магазинов с сувенирами и кафетериев, здесь собираются группы и нанимаются проводники.











На поляне расположен канатно-кресельный подъемник, который за 500 рублей поднимает нас до кафе «Ай» на высоту 2750 м и все. То есть, нас конечно должен был поднять второй подъемник еще выше и за те же деньги, но он не работал, а цена осталась прежней. Но и той канатной дороги, что мы преодолели нам хватило за глаза. 17 минут ужаса и страха, мне как человеку боящемуся высоты это мероприятие представилось именно в таком свете. Дело в том, что канатка на Чегете кресельная, то есть пристегиваешься цепочкой у пояса и болтаешь ножками всю дорогу, а подъем пролегает через самую натуральную пропасть, может это и утрированно, но именно так я чувствовал в тот момент. Конечно снять процесс подъема на фото я не смог, просто в момент поездки у меня активировался хватательный рефлекс и я схватил поручень и не мог отпустить его пока ноги не коснулись твердой поверхности. Вы будете смеяться, но на обратной дороге, как раз в тот момент, когда мы проезжали этот неприятный участок с пропастью, канатную дорогу остановили и мы еще минут 5 болтались в воздухе. Эти впечатления были очень сильными. Преодолев эти трудности, мы оказались на площадке и перед нами раскинулся грандиозный пейзаж.

Слева белоснежные склоны Эльбруса, справа ледник Семерка, и куда не брось свой взор, всюду горы.



Можно и нужно было бы подняться повыше, но времени экскурсовод отводит катастрофически мало. Высота слегка кружит голову, или это так пьянит такой шикарный вид?



Но и с поляны Чегет вид на горы завораживает и покоряет.





Так мы познакомились с Чегетом, как и большинство знакомств в нашей жизни, оно было шапочным, надеюсь когда-нибудь мы подружимся. А нам пора, график неумолим, нас ждет хозяин здешних мест — его величество Эльбрус.

Эльбрус, канатка на станцию Мир

Проезжаем поселок Терскол, оказываемся на поляне Азау, здесь еще больше разноплановых заведений. Канатка здесь более современная, чем на Чегете, представляет собой маятниковую европейку, стоит 600 р. с человека. Поднимает она в два этапа. С поляны Азау до Старого Кругозора, а потом до станции Мир. Дальше до «бочек» есть кресельная канатная дорога, но она оказалась уже закрыта, поэтому мы довольствовались высотой 3500 метров.




Из-под тающего снега выбиваются тонкие ручейки, они спускаются к подножию горы, чтобы там объединиться со своими собратьями в могучий горный поток под названием Баксан.




Это не просто катушки и пеньки, это столики и стульчики, можно съесть припасенный бутерброд, любуясь на потрясающую панораму.

Здесь же на станции Мир установлен мемориал защитникам Главного Кавказского хребта в годы Великой Отечественной войны.

Серый снег и коричневый камень создают ощущение нереальности. Легко представить, что в небе несколько лун, а под ногами земля чужой планеты. Но это не чужая планета, это величественный Эльбрус.






Глядя на веселых бородатых дядек в солнцезащитных очках и с рюкзаками, возникло непреодолимое желание пойти с ними, туда на сверкающие вершины горы Эльбрус. Мы замечтались, глядя на горы, что выпустили время из виду настолько, что обедать пришлось впопыхах, а без обеда мы проходили бы остатки дня голодными.



Кормят на Азау, надо признать, без души. Съедобно, но не очень вкусно. Нам с шашлыком не повезло, как известно местные жители баранину не маринуют, сразу жарят, но на Азау для туристов припасли явно не самое свежее мясо, поэтому барашек получился жестковат. Обед обошелся нам в 840 рублей.

Поляна нарзанов, Приэльбрусье

Последняя остановка, поляна нарзанов. Это совсем рядом, 10 минут от Азау. Переходим небольшой мост через реку Баксан и оказываемся на небольшой поляне.









Здесь тоже все оборудовано для туристов. Беседки, шашлычные дворики, сувенирные лавки и главная достопримечательность этого места — нарзанные источники. Их несколько, но вкус воды из них примерно одинаков.





Силен русский человек. Весь туристический автобус испил нарзану в каждом из четырех источников и ни один пассажир за всю обратную дорогу, а это два с половиной часа, не попросился выйти освежиться.

Природа горной местности вряд ли оставит вас равнодушным.





Думаю, многие из вас с интересом смотрели фильмы про восхождения на горы, про альпинистов. И у кого-то даже мелькала мысль — а каково это, подняться на несколько километров вверх ? Почему почти все фильмы про восхождения (впрочем, как и реальные восхождения) буквально пропитаны духом опасности? Какие нагрузки испытывает при этом организм человека?

На реальную экспедицию в большие горы отважатся немногие — это удел избранных. Это требует серьёзной подготовки: физической, моральной и финансовой, наконец…

Но всё-таки есть в России одно место, где у вас есть реальный шанс прочувствовать на себе все «прелести» высокогорной местности, понять, что чувствует наше тело на большой высоте, побыть героем дня в соцсетях. А заодно — полюбоваться незабываемыми пейзажами.

Если вам такой «опцион» по душе — добро пожаловать на Эльбрус , самую высокую горную вершину России и Европы.

Поездка на Эльбрус и Чегет в мае на машине

Где находится Эльбрус

До прошлого года я, несмотря на свой богатый туристический стаж, вряд ли смогла бы точно ответить на вопрос — где находится Эльбрус? Где-где, на Кавказе! Что, конечно, было бы правильным ответом. Но не полным.

И лишь когда прошлой осенью мы попали в славный город Пятигорск , Эльбрус перестал быть для меня абстрактной горой на Кавказе. Когда мы поехали на экскурсию , я увидела дорожный указатель на Эльбрус, до которого оставалось всего около 100 км… И я поняла, что обязательно туда съезжу. Не в этот раз, так в следующий. Но точно скоро.

Итак, гора Эльбрус (высота 5642 м) находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия и представляет собой горный массив вулканического происхождения, то бишь потухший вулкан. Это один из крупнейших центров альпинизма и горнолыжного спорта в России и Европе.

От Пятигорска до подножия Эльбруса всего 150 км. И в хорошую погоду с Машука открывается неплохой вид на Эльбрус.


Но наша цель — подняться на сам Эльбрус на канатной дороге. И вот, солнечным майским утром мы грузимся в нашу машину и выдвигаемся из Пятигорска, чтобы увидеть всё своими глазами.

Приэльбрусье весной-летом: что здесь делают туристы

Летний сезон в Приэльбрусье — раздолье для активного отдыха. На гору постоянно поднимаются альпинистские группы, а живописные виды вершины Эльбруса, которая даже летом покрыта белыми снегами, привлекают толпы обычных туристов. И с каждым годом желающих подняться на знаменитую гору, становится всё больше.

Канули в лету времена, когда здесь стояли «старорежимные» канатки, на которых не то что подниматься — со стороны то смотреть страшно было…Теперь все рекламные буклеты, зазывающие на Эльбрус, обещают приятную прогулку на быстром и безопасном подъёмнике. Ну, что ж, посмотрим…


Как одеться для поездки в Приэльбрусье

Пока я изучала туристические форумы в поисках информации, что из себя представляет Эльбрус в мае, мне чаще всего попадалось обсуждение вопроса — насколько холодно в это время года Приэльбрусье? И мнения были прямо-таки полярные. Одни писали, что поднимались в легкой флиске и не замёрзли. Другие утверждали, что брали с собой зимнюю одежду и обувь — и не пожалели…

Я ориентировалась на то, что у нас в Поляне, поднимаясь летом на вершину Чёрной Пирамиды, брала с собой лишь легкую спортивную куртку. И ничего, кроме хороших кроссовок, мне для прогулки по снежнику собственно и не требовалось. Если будет яркое солнце, то вы ещё вспотеете и сгорите. А если налетит тучка… Просто нужно понимать, что погода в горах меняется раз в 5 минут, и предусмотреть все сценарии всё равно не получится. Поэтому стоит иметь при себе пару дополнительных слоёв одежды разной степени утеплённости, например — тёплую флиску и куртку-ветровку. Положите их в рюкзак, и потом на месте сориентируетесь, что вам захочется одеть.

Что посмотреть по дороге на Эльбрус

Вообще говоря, дорога на Эльбрус, начиная от поворота с трассы перед населённым пунктом Баксан, идёт по красивой долине между гор, вдоль реки Баксан .


Река длинная - 173 км. Её истоки находятся в ледниках Эльбруса, потому река бурная и холодная. И пейзажи красивые:


А дорожное покрытие здесь хорошее, так что поездка на машине будет приятной.

Памятник первым покорителям Эльбруса

Первым местом, где мы сделали небольшую остановку, был Памятник первым покорителям Эльбруса. Он находится за мостом через реку Баксан, перед селом Верхний Баксан . Представляет собой четыре постамента. На двух из них возлежат фигуры снежных барсов, а на двух друг — фигуры двух отважных горцев: кабардинца Киллара Хаширова (в других источниках – Хачирова) и балкарца Ахии Соттаева.


Первый был в 1829 году проводником в экспедиции на Эльбрус под руководством начальника Кавказской укрепленной линии генерала Г. Эммануэля и собственно единственным человеком из всей экспедиции, кто поднялся на вершину Эльбруса (остальные «сдулись» на высоте 5350 метров). Второй стал проводником для группы англичан-альпинистов под руководством Д. Фрешфильда в 1868 году и потом еще раз, спустя шесть лет.


Тырныауз

Городок Тырныауз — административный центр Эльбрусского района и крупнейшее поселение в долине. Возник он в 1934 году, когда здесь было открыто вольфрамо-молибденовое месторождение и построен комбинат, который снабжал сырьём нашу военную промышленность. Этот градообразующий комбинат был одним из флагманов цветной металлургии СССР.

После развала Советского Союза, когда градообразующее предприятие потихоньку покатилось в пропасть, городок стал приходить в упадок. Работать на заводе стало не модно. Вдобавок он не раз пострадал от селей, сходящих с окрестных гор… После них инфраструктура почти не обновлялась — денег не было. Люди начали уезжать в крупные города, просто бросая свои квартиры, т.к. продать их в то время было практически нереально — Кавказ сотрясали военные конфликты…

Короче, про Тырныауз почти на каждом туристическом сайте было написано, что это город-призрак , который пугает проезжающих мимо туристов полузаброшенными домами. Так что я настроилась увидеть практически «кавказский Чернобыль». Но городок оказался не так уж и страшен:



Видимо, за последние годы туризм пошёл в рост, и городок стал постепенно оживать.

Это было бы логично — сделать из него туристический центр, где смогут отдыхать горнолыжники, покорители Эльбруса и прочие любители горных пейзажей. Ведь отсюда до Эльбруса совсем рукой подать — всего 30 км. Хочется надеяться, что не за горами те времена, когда здесь будут построены приличные отели, открыты магазины, кафе, сувенирные лавки… Но пока всего этого нет. А есть красивая природа — и требующие ремонта полужилые многоэтажки…

Посёлок Эльбрус

Если Тырнауз нам запомнился, то про посёлок Эльбрус этого вообще не скажешь. Проехали его просто насквозь и поехали дальше. И впереди видим указатель на Поляну Нарзанов.

Поляна нарзанов


Если честно, с первого взгляда на это место мне (как гиду) стало понятно: это аттракцион для туристов в чистом виде. Да, нарзаны тут есть:


Но на один источник тут приходится 5-7 разных кафе и сувенирных павильонов. Впрочем, если вам захочется перекусить и прикупить каких-либо сувениров из поездки в Приэльбрусье — то не проезжайте мимо.


Мы просто попили кофе (100 руб. за чашку) и поехали дальше — уже не терпелось подняться на сам Эльбрус.

Именно по этой же причине мы пока проехали поворот на Чегет, хотя он и находится почти сразу за Поляной нарзанов. В него мы заедем на обратном пути. Пока же едем дальше.

Терскол

А дальше был Терскол. Такой же небольшой, как и Эльбрус, но из-за высоких сосен какой-то более уютный. Терскол изначально был построен для проживания обслуживающего персонала рекреационного района Приэльбрусья. Но сейчас его советуют всем туристам, как недорогой вариант размещения в Приэльбрусье. Здесь и правда немало мини-отелей и гостиниц. Кстати, цены на них были довольно приличные даже сейчас, в мае (т.е. вроде как в межсезонье).

Но как я поняла потом, летом на них здесь тоже есть спрос. А всё потому, что здесь в пределах 15–20 км (по хорошей шоссейной дороге), найдется с десяток разных, легкодоступных, не похожих друг на друга, красивейших недлинных (4–8 км) маршрутов.

В центре посёлка находится контрольно-спасательная служба, которая является одной из самых сильных служб в структуре МЧС России. Еще, что привлекает внимание — это стоящие по обочинам, в лесочке, пушки-зентики. Но нет, это не эхо кавказских войн. Это антилавинные пушки. Чтобы принудительно спускать лавины в нужное время в нужном месте.

Поляна Азау и подъём на Эльбрус


Поляна Азау находится на высоте 2300 метров. И это конечная часть автомобильного маршрута. Паркуемся в одном из переулков. Сейчас, в мае, проблем с этим нет. Как нет и предупреждений о том, что парковка в этом месте платная. А может, она и не платная, но какой-то мужичок перед нашим отъездом с Азау подошёл и стряс с нас 200 рублей. Вроде, мелочь. Но за что — не понятно…

Да, туристическая инфраструктура здесь, конечно, не такая обширная, как в Красной Поляне. Всю поляну Азау можно обойти пешком за 10 минут. И самые лучшие отели здесь выглядят, как краснополянские недорогие хостелы.



Но нам здесь не ночевать. Поэтому насчёт отелей мы особо не заморачиваемся, а сразу идём к кассе канатной дороге.


Покупаем билет на подъём до отметки 3780 — станция Гарабаши . Это обходится нам в 1250 рублей на человека. Грузимся в 8-ми местную гондолу и начинаем своё «покорение» Эльбруса. Его вершина скрыта от нас плотными облаками.

Кстати, погода за время нашего перемещения из Пятигорска до Терскола успевает поменяться. Солнце прячется за облака, а температура воздуха снижается градусов на 10: если в Пятигорске было около +25, то на поляне Азау уже не больше +15.

Но вот и она остаётся внизу:


По пути успеваем сделать несколько фотографий. Вот параллельно с нами (но немного медленнее нас) поднимается вагончик старой канатки:


А первая пересадка нам предстоит на отметке 3000 метров над уровнем моря. Выходим из кабинки и идём к следующей очереди подъёмника, подгоняемые прохладным ветерком.


Пока особых перемен в самочувствии не наблюдаем. Но здесь ещё больше похолодало и под ногами уже лежит снег:


На следующем отрезке канатной дороги — до 3500 — замечаем, что видимость ухудшилась, гору начало заволакивать облаком, и с неба посыпалась снежная крупа.

На склонах под канаткой мне удаётся разглядеть несколько трасс для катания. И ещё я замечаю, что снег здесь тоже с песочно-розовым оттенком, точь-в-точь как у нас в Красной Поляне выпал снег цвета крем-брюле в марте:


А вообще, этот регион любят за его внетрассовые возможности, т.е. за отличный фрирайд.

Выходим на 3500 и попадаем в самую настоящую зиму:




Но тот факт, что температура здесь около ноля, не самый удивительный. Больше всего удивляет реакция собственного организма: голова кружится как после хорошего шампанского. Ну, и несмотря на облачность, снять тёмные очки с глаз нереально — глаза начинают слезиться от избытка ультрафиолета.

Кстати, именно поэтому нам не так уж и холодно: снизу от снега чувствуешь тепло. Это тот самый ультрафиолет, отражённый от снега, подогревает тебя…

Последний отрезок — до 3780 метров. Выходим из кабинки и понимаем — находиться на такой высоте без подготовки тяжеловато — уже здесь становится немного трудно дышать. Хотя кое-кто чувствует себя здесь вполне комфортно и даёт себя погладить:


Ехать ещё выше, на кресельной канатке, или как нам предлагают местные «джедаи» — на снегоходах, в нашей одежде, понятное дело, смысла нет. Зато туда, наверх, мимо нас уходит на лыжах группа хорошо экипированных покорителей Эльбруса…


А мы спасаемся от холода в простеньком кафе.


За окнами снежная мгла, которая с каждой минутой усиливается. Вот тебе, бабушка, и шикарные виды на Эльбрус… Из Пятигорска его было видно даже лучше))) Немного обидно, что не получилоь в полной мере прочувствовать красоту этого места.

Ну, и ещё поразил местный туалет. Нет, в кафе его нет. Он находится позади кафе и выглядит так: над пропастью висит металлический коробок, в полу — дырка, под ней -метров 100 обрыв. Да, тут как в том анекдоте, пойдёшь пописать — заодно и …

Отогревшись немного в кафе, отправляемся в обратный путь. По мере спуска кабинки голова перестаёт кружится. Но уши закладывает. Наваливается непонятная усталость.

Зато погода вдруг снова меняется, облака расступаются, и мы любуемся красивой панорамой гор. Эльбрус как бы извиняется перед нами за суровый приём на 3780 …


Так что на обратном пути фотосесиия была более продолжительной.


И настроение заметно улучшилось! Так что на поляну Азау мы прибываем довольные, сделав огромное количество ярких фотографий.



В конце концов, мы были на Эльбрусе, и он теперь тоже будет в наших сердцах.

Теперь +15 на поляне Азау кажутся нам настоящим теплом. Немного прогуливаемся вдоль рыночка с местной вязаной продукцией:


И ещё заходим покушать хычины в кафе. Вот теперь можно и на Чегет взглянуть.

Чегет непокорённый

Горы Чегет и Эльбрус стоят практически друг против друга. Чегет в переводе с балкарского означает «северный» или «находящийся в тени». И да, он конечно, сильно уступает своему великому брату Эльбрусу — всего-то 3422 метра высотой. Но зато с него, по словам бывалых туристов и горнолыжников, открывается самый лучший вид на Эльбрус.

А кроме того, некоторые из наших инструкторов, вместе с которыми я работаю в Красной Поляне, утверждали: тот, кто сможет кататься на склонах Чегета, сможет покататься везде. В общем, у меня были две причины подняться на Чегет: сделать шикарные кадры с Эльбрусом и увидеть те самые сложные для катания склоны Чегета.

И обе причины были плавно перенесены на следующий раз неработающей канаткой Чегета. Да, припозднились мы: она работала до 16 часов. А мы приехали на поляну перед Чегетом уже в половине пятого. И старый подъёмник Чегета замер до следующего утра. Обратите внимание: современных кабинок, как на Эльбрусе, здесь нет. Канатка кресельная, открытая. Поэтому тем, кто боится высоты, сюда точно не надо:


Правда, можно подняться на гору пешком (и сэкономить 600 рублей), но этот способ — точно не для «диванных жителей». Кстати, местные гиды водят сюда желающих совершить восхождение на Эльбрус для первичной аклиматизации перед походом.

Сама поляна показалась мне даже более уютной и приветливой, чем поляна Азау. Здесь полно разных кафешек. Позади них примостились разномастные отели, новые и не очень:


И за парковку с нас никто не взял ни рубля. И на квадроцикле нашего ребёнка бесплатно покатали пару минут, за его широкую улыбку))


Одним словом, Чегет остался хоть и непокорённым, но стал приятным воспоминанием этого дня.

А нам предстоял обратный путь длинной 150 км до Пятигорска, и нашего номер в . Въезжали в Пятигорск уже в полной темноте. И глядя на его цветущие клумбы и аллеи , нам не верилось, что ещё три часа назад мы гуляли по заснеженным склонам Эльбруса

Размещение на Эльбрусе и Чегете

Если честно, если б у нас не было других планов на следующий день, мы б с большим удовольствием остались на Эльбрусе ночевать. Тем более, что номерной фонд в окрестностях Эльбруса есть на разный вкус и кошелёк.

  • для горнолыжников самыми удобными вариантами будут отели прямо рядом с подъёмниками, на поляне Азау: Вертикаль , Сириус , Джан Туган , Шахерезада , Relax hotel Azau Star 4* , или на Чегетской поляне: отель Озон , гостиница Лагуна 3* , отель Снежный барс .
  • также можно найти хорошие отели в п.Терскол: отель Смайл , Озон Семь вершин , отель Поворот , отель Терскол 3* , отель Сарай гора .
  • чуть подальше, но тоже недалеко от горнолыжных курортов, в п.Эльбрус: Шаман шале у Эльлбруса , отель Sky Эльбрус , отель Марал , Elbrus Plaza

В высокий сезон (декабрь-январь) стоит позаботиться о размещении сильно заранее. Отелей хотя и немало, но все приличные варианты бывают выкуплены.

Резюме

Вот такой у нас получилась эта поездка в Приэльбрусье. Конечно, за один день сложно охватить всё то, за чем люди приезжают в этот регион на неделю-две. Поэтому скорее всего наш маршрут ещё не раз пройдёт по этой живописной долине.


Так что, если вы вообще любите горы, ностальгируете по романтике советской эпохи, мечтаете об активном и небанальном отпуске — то Приэльбрусье вас ждёт!

А мы за своими следующим впечатлениями отправились в другую долину и другую, соседнюю, республику Северного Кавказа. Но это уже совсем другая история… Следите за новыми статьями!

До скорой встречи на блоге!

Приэльбрусье - один из крупнейших центров альпинизма, туризма и горнолыжного отдыха в России. Он расположен в Кабардино-Балкарии, в высокогорном районе Кавказских гор, у подножия Эльбруса, который является самой высокой вершиной в Европе (5 642 м). Это одно из красивейших природных мест в России, и покататься на лыжах по склонам двуглавого красавца Эльбруса - особое удовольствие!

Как добраться

Ближайшие аэропорты находятся в Минеральных Водах (166 км) и Нальчике (113 км). Ж/д станции, от которых можно добраться до Приэльбрусья: Нальчик, Прохладный, Минеральные Воды, Пятигорск. От аэропорта или вокзала ходят маршрутные такси или автобусы в сторону Тырныауза, рядом с которым располагаются все курортные поселки Приэльбрусья. Время в пути от Нальчика составит 2-2,5 часа, от Минеральных Вод - 3,5 часа, от Прохладного и Пятигорская - 2,5 - 3 часа. Конечная точка поездки - поляна Азау, где расположена почти вся инфраструктура курорта.

Отели

В Приэльбрусье несколько поселков, в гостиницах которых останавливаются туристы. Самые популярные - поляна Азау и поляна Чегет. Это небольшие поселки со всей необходимой инфраструктурой - отелями, турбазами, кафе и ресторанчиками, шашлычными и пунктами проката. Здесь же, на местном развале, вы сможете купить памятные сувениры, теплые вязаные вещи ручной работы из овечьей и козьей шерсти и ароматные травяные чаи, собранные в высокогорье. Отели на полянах Азау и Чегет небольшие, но уютные, цены на проживание доступные. Туристы выбирают проживание здесь в первую очередь из-за близости к подъемникам.

Городок Терскол расположен между поляной Азау и поляной Чегет. Здесь много хороших гостиниц и апартаментов, которые можно взять в аренду. Здесь расположены магазины, почтовое и банковское отделения, горнолыжная школа. Размещение здесь будет стоить дешевле, чем на поляне Азау, однако туристам придется каждый день добираться до подъемников - до поляны Азау - 4 км, до поляны Чегет - 1 км.

Также можно разместиться в поселках Байдаево, Тегенекли, Эльбрус и Нейтрино. Они удалены от подъемников на 7 и более км.

Погода

Сезон катания длится с ноября по май, а на отдельных участках практически круглый год. Климат региона определяет массивная горная цепь Кавказских гор и близость Черного моря. Погода здесь весьма переменчива: с солнечного ясного дня до дождя летом, или снегопадов и метели зимой. Средняя температура воздуха в дневное время летом составляет +27 °C, зимой - 4 °C. Ночи при этом очень холодные, температура может опуститься до −15 °C.

Трассы

Протяженность лыжных трасс в Приэльбрусье составляет около 31 км, при этом зоны катания находятся на двух вершинах - Эльбрусе и Чегете. Они не связаны друг с другом. На курорте также обширные зоны для фрирайда и хели-ски, но некоторые маршруты достаточно опасные - на пути могут встретиться трещины на леднике или скалы, поэтому проходить их рекомендуется только в сопровождении опытных гидов.

На склонах Эльбруса имеется 7 трасс протяженностью около 11 км. На самом деле - это одна большая трасса разного уровня сложности и разной ширины. Сначала это широкие пологие синие трассы, комфортные для новичков, а от «Старого Кругозора» вниз идут более крутые и сложные красные спуски, переходящие в конце в пологий зеленый участок. Кстати, для тех, кто только делает первые шаги на лыжах, на нижнем, пологом склоне оборудован бугель от поляны Азау.

Вторая зона катания - гора Чегет. В переводе с балкарского Чегет означает «Север», гора славится своими северными склонами. Здесь пушистый снег остается намного дольше, чем на Эльбрусе, потому что солнце либо не трогает его вообще, либо освещает эти склоны недолго. Трассы горы признаны одними из самых сложных в России и в Европе. Их общая протяженность составляет 20 км, а перепад высот 1 140 м. Две очереди канатно-кресельной дороги поднимают лыжников на высоту 3 050 м. Благодаря безграничным возможностям внетрассового катания и бэккантри сюда съезжаются опытные фрирайдеры со всей страны и зарубежья - их привлекает целина и крутые спуски с уклоном от 20 до 45 градусов. При этом на склонах нужно быть подготовленными и очень внимательными - местность лавиноопасна, вокруг много скал, поэтому желательно кататься только в группе и в сопровождении гида.

Экстремалам и продвинутым лыжникам доставят удовольствие местные трассы повышенной сложности, пролегающие через сосновый лес. Спуск с вершины Чегета - это одна большая зона катания, не обозначенная границами, которая проходит приблизительно вдоль линии подъемников, протяженностью около 3 км. Сложности прохождения трассы прибавляет то, что на пути встречается множество бугров, проходя которые бывает трудно удержать равновесие и контроль над лыжами. В целом, катание на Чегете,- удовольствие не для всех. В первую очередь оно подходит уверенным лыжникам, а также тем, кто хочет проверить свои умения в достаточно жестких условиях.

Подъемники

Канатная дорога на Эльбрус поднимается в несколько этапов. Первая гондола отходит от поляны Азау - основного места дислокации отелей и кафе, которая расположена на высоте 2350 м, и поднимается до станции «Старый кругозор» (3 000 м).

Вторая очередь подъемников идет от станции «Старый Кругозор» до станции «Мир» и поднимается еще на 500 м - до высоты 3 500 м.

Третья, заключительная, канатная дорога поднимается от станции «Мир» до верхней станции «Гара-Баши»: еще 280 метров высоты подъема. Длина лыжной трассы обратно - около 6 км. На станцию «Гара-Баши» и даже немного выше вы также можете подняться от станции «Мир» на ратраке, предварительно обговорив стоимость. Первые две очереди дублируют две канатки - современная гондольная и старая маятниковая канатная дорога. По стоимости они отличаются не сильно, при этом гондола поднимается значительно быстрее.

На 1-й и 2-й очереди (ст. «Азау» - ст. «Кругозор» - ст. «Мир») работают маятниковая и гондольная канатные дороги. Гондолы вмещают 8 человек, кабины маятниковой дороги - 20 человек. Третью очередь (ст. «Мир» - ст. «Гара-Баши») обслуживает одноместная кресельная канатная дорога, которая часто бывает закрыта на ремонт. В настоящее время ведется строительство гондольной канатной дороги до «Гара-Баши».

Ски-пассы

Цены на горнолыжный сезон-2018 окончательно не установлены. Приводим приблизительные цены на ски-пассы. Цены на ски-пассы определяются тремя сезонами: «Низкий» (с 13.03.17 по 29.12.17), «Высокий» (30.12.17 - 08.01.18) и «Средний» (после 9 января 2018).

Очередей подъемников три, каждая оплачивается отдельно. Например, ски-пасс на взрослого человека на 1 день в высокий сезон на подъемники 1 и 2 очереди (ст. «Азау» - ст. «Кругозор» - ст. «Мир») обойдется в 1900 рублей. Детям до 6 лет проход бесплатный, дети от 6 до 14 лет получают скидку 50%. Подъем от ст. «Мир» до ст. «Гара-Баши» будет стоить 500 рублей. Ски-пасс на три очереди сразу обойдется в 2400 рублей. Залоговая стоимость карты ски-пасса - 100 рублей.

На Чегете абонемент на день обойдется в 800 рублей.

Горный туризм

Регион Приэльбрусье является привлекательным для путешественников и авантюристов в любое время года. Программы восхождений и походов в горы, в основном, устраиваются летом, походы на лыжах также очень популярны весной. Многие альпинисты пытаются подняться на Эльбрус, чтобы подготовить себя для экспедиций и восхождений на Гималаи и Памир.

Для гостей на станции «Мир» работают высокогорные приюты. Это мини-отели с ограниченным набором услуг, где останавливаются туристы перед восхождениями на вершины великой горы.

Чем заняться

Зимой и летом немало вариантов времяпрепровождения: вы можете покататься на лошадях или совершить пешую прогулку по Национальному парку «Приэльбрусье», посетить спортивный центр в Терсколе, ближайшем поселке от курорта, поиграть в бильярд или расслабиться в бане. Для молодежи на обоих полянах (Азау и Чегет) работают ночные клубы и диско-бары («Чегебар», «Балкария», «Капитан ПитЪ» и «Deep Purple»).

Достопримечательности

«Долина нарзанов» (иногда еще называют «Поляна нарзанов») - небольшая поляна, где из земли бьют минеральные источники. Их вода богата железом, кальцием, магнием, калием и натрием, поэтому вокруг источника все окрашено в буро-красный цвет. Вода обладает оздоровительными свойствами, однако перед употреблением нужно проконсультироваться с врачом. «Долина нарзанов» благоустроена, вокруг есть несколько кафе, парковка, лавочки и беседки.

К бездонному Голубому озеру туристы предпочитают приходить летом. Образовавшееся на месте карстового провала озеро заполнено водой голубого оттенка. Температура воды круглый год составляет 9 градусов. Летом у туристов есть возможность заняться дайвингом на озере.

Еще одна интересная локация - чегемские водопады. После прогулки по живописному Чегемскому ущелью туристы видят потоки воды, которые падают с высоты 50-60 м. Они одинаково эффектно выглядят и летом, и зимой. Зимой потоки замерзают, образуя причудливые наросты и сосульки. Еще один водопад - «Девичьи косы» - находится в 2 км от городка Терскол.

Аушигерские источники находятся не в шаговой доступности от Приэльбрусья, к ним удобнее добираться из Нальчика. Горячий источник круглый год выбрасывает на поверхность тысячи тонн целебной воды. Здесь обустроены купальни, где можно купаться даже зимой. Вода источников обладает целебными свойствами, однако перед применением или купанием лучше проконсультироваться с врачом.