Обводный канал что. Мы создаем общение

Обводный канал (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

По набережной Обводного канала не бродят толпы туристов, здешняя архитектура мало похожа на столичную роскошь. Самая длинная рукотворная водная артерия Санкт-Петербурга соединяет речку Екатерингофку (фактически - акваторию морского порта) с Невой. Канал прорыли с целью доставки грузов минуя центр города. Подобные сооружения в 18-19 веках выполняли ту же роль, что сегодня окружные автодороги. В то время местность еще не была застроена, однако постепенно берега заняли разные промышленные предприятия, спускавшие в канал отходы производства.

Старожилы еще помнят мрачноватую шуточку: «Как найти Обводной канал? - Идите на запах...». Сегодня она уже неактуальна.

Немного мистики

Таинственная аура роднит набережную Обводного канала с Медным всадником и Петропавловкой. Рассказывают, что задолго до основания города где-то в этом районе было древнее языческое капище, разрушенное шведским воинским отрядом. Перед смертью главный волхв проклял захватчиков и предрек, что все они утонут в болоте. В 1923 г. при строительстве теплотрассы рабочие наткнулись на несколько гранитных надгробий со скандинавскими рунами. Во избежание кривотолков их распилили на поребрики, а скелеты просто выбросили на свалку. С тех пор, как говорят, самоубийства здесь стали обыденностью.

Обводной канал Санкт-Петербурга

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой , учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес». [Оф. сайт ].

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл ([оф. сайт ]). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

В народе церковь получила прозвище «с бутылочкой» за характерную форму колокольни.

В 1930 г. ее закрыли, по традиции сделали складом, богослужения возобновлены в 1990 г.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 - некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

Практическая информация

Местоположение: между реками Екатерингофкой и Невой.

Как добраться: на метро до ст. «Обводной канал», «Балтийская»; автобусами №№ 5М, 5МБ, 65, 70, 74, 76, маршрутными такси К67, К124, К404.

Обводный канал

Обводный канал

От р. Нева в районе Александро-Невской лавры до р. Екатерингофка. Длина 8,08 км, ширина 21,3 м (в восточной части до 42,6 м), глубина до 3 м, средний расход воды 15 м3/с (в истоке). Пересекает проспект Обуховской Обороны, Днепропетровскую улицу, Лиговский проспект, Боровую улицу, Московский проспект, проспект Газа, Октябрьскую ж. д. Московского и Витебского направлений. В О. к. впадают pp. Монастырка (справа) и Волковка (слева). В 1769-80 по проекту инженера Л. Л. Карбонье канал с оборонительным валом прорыт от р. Екатерингофка до Лиговского канала (ныне Лиговский проспект). В 1805 инженером И. К. Герардом начаты прокладка восточного участка О. к., углубление и расширение старого русла. Работы продолжены в 1816-33 под руководством инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. О. к. стал южной границей города. В навигацию 1835 открылось судоходство по всей трассе (прекратилось в начале ХХ в. в связи с увеличением осадки судов). Во второй половине ХIХ в. О. к. фактически стал открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных промышленных предприятий. На О. к. имеются 17 городских и 2 железнодорожных моста. В застройке набережных О. к. доминируют промышленные предприятия, вокзалы и депо. Архитектурные памятники классицизма: здание бывшей Духовной академии (дом 7, 1817-19, архитектор Л. Руска), Измайловские провиантские магазины (дома 169-173, 1819-21, архитектор В. П. Стасов). В 1840 х гг. возведён комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (дома 23-39, архитекторы А. П. Гемилиан, И. Д. Черник), особняк Т. Дылева (дом 155, архитектор И. А. Монигетти). Во второй половине XIX - начале XX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО «Красный треугольник»), Воскресенская церковь (дом 116, 1904-08, архитекторы А. Л. Гун, Г. Д. Гримм), Дом просветительных учреждений (дом 181, 1912, архитектор Н. В. Дмитриев; ныне ДК имени А. Д. Цюрупы) и др. В 1878 на Новой бумагопрядильной фабрике (дом 60, ныне прядильно-ткацкая фабрика имени П. Анисимова) произошла забастовка, в которой участвовал П. А. Моисеенко (Анисимов). В доме 221 в 1890-91 на квартире рабочего Ф. А. Афанасьева собирался рабочий марксистский кружок под руководством Л. Б. Красина. В доме 124 в квартире В. И. Прошина осенью 1895 на собрании рабочего кружка выступал В. И. Ленин (мемориальная доска). В мае 1896 рабочие Российской бумагопрядильной мануфактуры первыми начали общегородскую стачку текстильщиков (дом 225; мемориальная доска). На набережной О. к. у дома 163 в 1904 был убит эсером Е. С. Созоновым министр внутренних дел В. К. Плеве. В 1930 х гг. начались расчистка и углубление О. к. (архитектор К. М. Дмитриев, инженер И. Б. Тарасенко), сооружена бетонная набережная между Балтийским вокзалом и проспектом Газа. В 60 х гг. было в основном завершено строительство набережных, реконструирован ряд мостов. На набережных О. к. находятся: автовокзал № 2 (дом 36), 1 я ТЭЦ (дом 76), завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова (дом 118), прядильно-ниточный комбинат «Советская звезда» (дом 158), коксогазовый завод (дома 72-74), завод холодильников (дом 88), экспериментально-мебельная фабрика «Интурист» (дом 193) и другие промышленные предприятия; проектные институты «Ленгипрогаз» (дом 94/1), «Ленаэропроект» (дом 122), ДК имени Карла Маркса (дом 114), Клуб имени 10 летия Октября (дом 62).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

Обводный канал

Обводный канал проложен между Невой и Екатерингофкой.

В документах Комиссии для устройства городов Санктпетербурга и Москвы от 13 мая 1766 года «О устроении предместий в Санктпетербурге» планировалось «присовокупляющиеся к городу предместия к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом шириною в 4 и 5 сажень». Этот канал сразу же получил название Городской канал. Были еще наименования Городовой канал, канал, ограничивающий город, а также Новый канал. 23 декабря 1804 года последовало новое высочайшее повеление «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала». То есть канал должен был «обводить» город с юга, служить его границей. Описание предназначения канала впоследствии превратилось в название.

Интересно, что на плане 1820 года канал обозначен как Городской ров – это единственный «ров» за все время существования Петербурга. В первой половине XIX столетия существовали варианты названия: Загородный, Обводный Городской, Новообводный.

Через Обводный канал переброшены 26 мостов, в том числе шесть железнодорожных. Названия не имеет только один, построенный в 2007 году в створе Митрофаньевского шоссе.

Шлиссельбургский мост находится на проспекте Обуховской Обороны. Первоначально, с 1828 года, он был Заводским мостом, поскольку поблизости, на левом берегу канала, располагался Императорский стеклянный завод (см. Стеклянная улица ). С 1836 по 1846 год употреблялось название Шлиссельбургский мост, по Шлиссельбургскому тракту, как именовался нынешний проспект Обуховской Обороны. В 1849 году появилось третье название – Ново-Архангельский мост, просуществовавшее до 1868 года. Оно варьировалось: Архангельский, Архангелогородский; последний вариант употреблялся с 1860 по 1929 год. Происходило же оно оттого, что иногда Шлиссельбургский тракт называли Архангелогородским. В 1930-е годы стихийно возвратилось название Шлиссельбургский мост.

Атаманский мост соединяет Глухоозерское шоссе и Кременчугскую улицу. Наименование известно с 1939 года и дано по Атаманской улице, в створе западного участка которой мост находился до 1975 года. Любопытно, что сама Атаманская в это время называлась улицей Красного Электрика.

1-й Американский мост расположен по главному ходу Московской линии Октябрьской железной дороги. На плане 1857 года мост показан как Николаевский, по тогдашнему наименованию железной дороги. Однако с 1860 года за мостом закрепилось название Американский, в котором отразилась история его строительства. Мост был построен по новейшей по тем временам системе американского изобретателя Уильяма Гау, усовершенствованной выдающимся русским инженером Дмитрием Журавским. (Впоследствии он прославился проектом сооружения металлического шпиля Петропавловского собора.) На строительстве дороги Журавский работал помощником другого выдающегося специалиста – американца Джорджа Уистлера (1800–1849), который и руководил строительством моста (как и всех мостов на дороге).

2-й Американский мост был построен в 1906 году при расширении вагонного хозяйства станции Санкт-Петербург Главный. Он вплотную примыкает к 1-му Американскому мосту, по которому и получил свое название. В 1911–1916 годах через Обводный канал в этом месте были перекинуты еще три железнодорожных моста, получивших литерное обозначение (Б, Е и А). Среди горожан весь комплекс мостов через Обводный канал по Московской железнодорожной линии известен под общим названием Американские мосты.

Предтеченский мост находится в створе Тамбовской улицы и улицы Черняховского. Название дано в 1909 году и происходит от предыдущего имени улицы Черняховского, которое, в свою очередь, велось от придела Иоанна Предтечи в стоящей рядом Крестовоздвиженской церкви.

Ново-Каменный мост расположен на Лиговском проспекте. Он построен в 1828 году и название получил по использованному при строительстве материалу. Ново-Каменным он стал потому, что уже существовал Каменный мост – через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в створе Гороховой улицы. Параллельно были варианты: Каменно-Обводный, Ново-Обводный, Каменный Обводный, Ямской и Ямской водопроводный. Два последних имени происходили от названия Ямской слободы, располагавшейся по обе стороны моста. Водопроводный – потому что под мостом были проложены трубы, по которым над Обводным каналом пропускали воды Лиговского канала, протекавшего на месте современного Лиговского проспекта. С 1836 по 1875 год употреблялось и название Лиговский мост.

Боровой мост находится на одноименной улице. С 1868 года он назывался Новым, а 24 июня 1881 года стал Андреевским. В сообщении газеты «Промышленные новости» о присвоении этому мосту имени говорилось, что «это название, по имеющимся сведениям, было присвоено мосту вследствие близкого участия, которое принимал в постройке моста управляющий товариществом Ново-Бумагопрядильни Андрей Андреевич Говард». Но, по-видимому, название не привилось, поскольку с 1891 года в обиход вошло современное наименование – Боровой мост.

Ипподромный мост у Подъездного переулка своим названием напоминает об ипподроме, существовавшем в начале ХХ века на месте Семеновского плаца (см. Пионерская площадь ). Построен он был в 1944 году, вскоре после полного снятия блокады Ленинграда. 13 января 1944-го на карту города вернулись несколько исторических наименований. Этим, по-видимому, можно объяснить и историческую привязку названия нового моста через Обводный канал.

Царскосельский железнодорожный мост расположен на Витебской линии Октябрьской железной дороги. Название его известно с 1857 года и дано по тогдашнему наименованию дороги – Царскосельская.

Рузовский и Можайский мосты наименованы 12 февраля 1905 года по улицам, в створе которых находятся, – соответственно Рузовской и Можайской.

Название Газового моста между Серпуховской и Бронницкой улицами известно с 1868 года. Оно связано с расположенным возле моста Главным газовым заводом (набережная Обводного канала, 74). Строения завода возводились с 1858 по 1884 год по проекту Роберта Бернгарда и Отто фон Гиппиуса, это один из самых интересных памятников промышленной архитектуры. Сам мост неоднократно менял местоположение: на разных картах от показан в створе то Верейской улицы, то в Бронницкой, то между ними.

Масляный мост построен в 1984 году у Масляного переулка.

Ново-Московский мост расположен на Московском проспекте. Название известно с 1835 года в форме «Московский мост». Оно связано с тем, что мост находился на въезде в Петербург со стороны Москвы; в то время от него начиналось Московское шоссе. Употреблялись варианты Старомосковский и Старый Московский мост, поскольку Новомосковским именовался мост через засыпанный позже Лиговский канал у Московских ворот. Но с 1860 года название Ново-Московский мост закрепилось за переправой через Обводный.

Название Варшавского моста в створе Измайловского проспекта дано по Варшавскому вокзалу, который до 2001 года находился напротив моста, в доме № 118 по набережной. Сейчас здесь располагается торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс» (см. Варшавская площадь ).

Имя Балтийского моста дано в 1957 году по Балтийскому вокзалу, напротив которого он построен (см. площадь Балтийского Вокзала ).

Ново-Петергофский мост расположен в створе Лермонтовского проспекта. Первоначально, в 1860 году, он был назван Штиглицким по имени придворного банкира, владельца многих фабрик и известного благотворителя Александра Людвиговича Штиглица. На деньги Штиглица строились Балтийская железнодорожная линия в сторону Петергофа и здание Балтийского вокзала. Мост, который был необходим для проезда с Ново-Петергофского (ныне Лермонтовского) проспекта к вокзалу, также возводился на средства Штиглица, оттого ему и было присвоено это имя. Тем не менее в 1870-е годы у моста появляется название Ново-Петергофский – по проспекту, в створе которого он был построен. Это название в конечном счете и вытеснило предыдущее и настолько прочно закрепилось за мостом, что даже указ от 24 сентября 1917 года о переименовании его в Лермонтовский – по Лермонтовскому проспекту – остался невыполненным. Вплоть до 1963 года время от времени в документах встречалось имя Лермонтовский мост, однако название Ново-Петергофский горожанам почему-то нравилось больше, и до нынешнего времени мост именуется исключительно Ново-Петергофским.

Краснооктябрьский мост находится в створе улицы Розенштейна. Первоначальное его название – Лейхтенбергский. Так он именовался с 1914 года по прежнему названию улицы Розенштейна, которая, в свою очередь, была названа по гальванопластическому заведению герцога Максимилиана Лейхтенбергского. В 1925 году мост был разобран, и более четверти века в этом месте не было никакой переправы. После постройки в 1958 году нового моста ему присвоили название Краснооктябрьский в связи с отмечавшимся в 1957 году 50-летием Октябрьской революции.

Таракановский мост в створе улицы Циолковского именуется так с 1930-х годов по старому названию улицы. До 1952 года она была Таракановской.

Борисов мост расположен между улицей Циолковского и Старо-Петергофским проспектом. Его название возникло в начале ХХ века по фамилии владельца дома № 161 (теперь № 203) по набережной – купца Борисова.

Ново-Калинкин мост находится на Старо-Петергофском проспекте. Первоначально, с 1828 года, он именовался Нарвским мостом, поскольку был построен в Нарвской части города. В 1849 году возникло название Новый Калинкинский или Новый Калинковский мост, по двум другим Калинкиным мостам: Большому Калинкину (ныне Старо-Калинкин) через Фонтанку и Мало-Калинкину через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Современное наименование появилось в 1857 году.

Мост Степана Разина соединяет Лифляндскую улицу и улицу Степана Разина. Первоначальное его название – Эстляндский – по прежнему названию улицы Степана Разина известно с 1914 года. 6 октября 1923 года одновременно с улицей он был переименован в мост Стеньки Разина в честь предводителя Крестьянской войны в России в 1670–1671 годах С. Т. Разина. Стенька – форма имени Степан, традиционно принятая у казаков. Изменение имени предводителя Крестьянской войны произошло 22 февраля 1939 года – одновременно в названии улицы и моста. В источнике указано, что таким образом удовлетворено «ходатайство трудящихся Ленинграда об изменении уменьшительного имени Стенька на имя Степан».

Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. - С.-Пб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ . Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. 2009 .

ОБВОДНЫЙ канал

Обводный канал сооружался около семидесяти лет. В 1766 году от Литовского канала до реки Екатерингофки была прорыта осушительная канава, ограничившая с юга территорию Измайловского полка. Впоследствии на месте этой канавы прошла западная часть Обводного канала. Сооружение Обводного канала относится к 1803-1835 годам. Работы велись под руководством военных инженеров - сперва И. К. Герар-да, потом П. П. Базена. канал предназначался для отвода невской воды в случае наводнения, а также для транспортировки грузов к промышленным предприятиям, расположенным вдоль канала. Соединяя Неву и реку Екатерингофку, канал имеет длину более 8 километров. Через Обводный канал перекинуто 18 мостов, не считая железнодорожных путепроводов. Название Обводный напоминает о том, что канал прорыт там, где проходила тогда граница города. Своей водной полосой канал огибал, обводил город с юга.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат . Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .


Смотреть что такое "Обводный канал" в других словарях:

    Обводный канал - Обводный канал. Обводный канал. Санкт Петербург. Обводный канал, от р. Нева в районе Александро Невской лавры до р. Екатерингофка. Длина 8,08 км, ширина 21,3 м (в восточной части до 42,6 м), глубина до 3 м, средний расход воды 15 м3/с (в истоке) … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ОБВОДНЫЙ канал - Обводный канал сооружался около семидесяти лет. В 1766 году от Лиговского канала до реки Екатерингофки была прорыта осушительная канава, ограничившая с юга территорию Измайловского полка. Впоследствии на месте этой канавы прошла западная часть … Почему так названы?

    Обводный канал объекты инфраструктуры в различных регионах: Архангельск Проспект Обводный канал проспект в Архангельске. Кронштадт Обводный канал канал вокруг Кронштадтского адмиралтейства; Москва Водоотводный канал канал вдоль… … Википедия

    Обводный канал - Обв одный кан ал (в Петербурге) … Русский орфографический словарь

Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов Ерофеев Алексей

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ

Обводный канал проложен между Невой и Екатерингофкой.

В документах Комиссии для устройства городов Санктпетербурга и Москвы от 13 мая 1766 года «О устроении предместий в Санктпетербурге» планировалось «присовокупляющиеся к городу предместия к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом шириною в 4 и 5 сажень». Этот канал сразу же получил название Городской канал. Были еще наименования Городовой канал, канал, ограничивающий город, а также Новый канал. 23 декабря 1804 года последовало новое высочайшее повеление «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала». То есть канал должен был «обводить» город с юга, служить его границей. Описание предназначения канала впоследствии превратилось в название.

Интересно, что на плане 1820 года канал обозначен как Городской ров – это единственный «ров» за все время существования Петербурга. В первой половине XIX столетия существовали варианты названия: Загородный, Обводный Городской, Новообводный.

Через Обводный канал переброшены 26 мостов, в том числе шесть железнодорожных. Названия не имеет только один, построенный в 2007 году в створе Митрофаньевского шоссе.

Шлиссельбургский мост находится на проспекте Обуховской Обороны. Первоначально, с 1828 года, он был Заводским мостом, поскольку поблизости, на левом берегу канала, располагался Императорский стеклянный завод (см. Стеклянная улица). С 1836 по 1846 год употреблялось название Шлиссельбургский мост, по Шлиссельбургскому тракту, как именовался нынешний проспект Обуховской Обороны. В 1849 году появилось третье название – Ново-Архангельский мост, просуществовавшее до 1868 года. Оно варьировалось: Архангельский, Архангелогородский; последний вариант употреблялся с 1860 по 1929 год. Происходило же оно оттого, что иногда Шлиссельбургский тракт называли Архангелогородским. В 1930-е годы стихийно возвратилось название Шлиссельбургский мост.

Атаманский мост соединяет Глухоозерское шоссе и Кременчугскую улицу. Наименование известно с 1939 года и дано по Атаманской улице, в створе западного участка которой мост находился до 1975 года. Любопытно, что сама Атаманская в это время называлась улицей Красного Электрика.

1-й Американский мост расположен по главному ходу Московской линии Октябрьской железной дороги. На плане 1857 года мост показан как Николаевский, по тогдашнему наименованию железной дороги. Однако с 1860 года за мостом закрепилось название Американский, в котором отразилась история его строительства. Мост был построен по новейшей по тем временам системе американского изобретателя Уильяма Гау, усовершенствованной выдающимся русским инженером Дмитрием Журав-ским. (Впоследствии он прославился проектом сооружения металлического шпиля Петропавловского собора.) На строительстве дороги Журавский работал помощником другого выдающегося специалиста – американца Джорджа Уистлера (1800-1849), который и руководил строительством моста (как и всех мостов на дороге).

2-й Американский мост был построен в 1906 году при расширении вагонного хозяйства станции Санкт-Петербург Главный. Он вплотную примыкает к 1-му Американскому мосту, по которому и получил свое название. В 1911-1916 годах через Обводный канал в этом месте были перекинуты еще три железнодорожных моста, получивших литерное обозначение (Б, Е и А). Среди горожан весь комплекс мостов через Обводный канал по Московской железнодорожной линии известен под общим названием Американские мосты.

Предтеченский мост находится в створе Тамбовской улицы и улицы Черняховского. Название дано в 1909 году и происходит от предыдущего имени улицы Черняховского, которое, в свою очередь, велось от придела Иоанна Предтечи в стоящей рядом Крестовоздвиженской церкви.

Ново-Каменный мост расположен на Лиговском проспекте. Он построен в 1828 году и название получил по использованному при строительстве материалу. Ново-Каменным он стал потому, что уже существовал Каменный мост – через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в створе Гороховой улицы. Параллельно были варианты: Ка-менно-Обводный, Ново-Обводный, Каменный Обводный, Ямской и Ямской водопроводный. Два последних имени происходили от названия Ямской слободы, располагавшейся по обе стороны моста. Водопроводный – потому что под мостом были проложены трубы, по которым над Обводным каналом пропускали воды Лиговского канала, протекавшего на месте современного Лиговского проспекта. С 1836 по 1875 год употреблялось и название Лиговский мост.

Боровой мост находится на одноименной улице. С 1868 года он назывался Новым, а 24 июня 1881 года стал Андреевским. В сообщении газеты «Промышленные новости» о присвоении этому мосту имени говорилось, что «это название, по имеющимся сведениям, было присвоено мосту вследствие близкого участия, которое принимал в постройке моста управляющий товариществом Ново-Бумагопрядильни Андрей Андреевич Говард». Но, по-видимому, название не привилось, поскольку с 1891 года в обиход вошло современное наименование – Боровой мост.

Ипподромный мост у Подъездного переулка своим названием напоминает об ипподроме, существовавшем в начале ХХ века на месте Семеновского плаца (см. Пионерская площадь). Построен он был в 1944 году, вскоре после полного снятия блокады Ленинграда. 13 января 1944-го на карту города вернулись несколько исторических наименований. Этим, по-видимому, можно объяснить и историческую привязку названия нового моста через Обводный канал.

Царскосельский железнодорожный мост расположен на Витебской линии Октябрьской железной дороги. Название его известно с 1857 года и дано по тогдашнему наименованию дороги – Царскосельская.

Рузовский и Можайский мосты наименованы 12 февраля 1905 года по улицам, в створе которых находятся,– соответственно Рузовской и Можайской.

Название Газового моста между Серпуховской и Бронницкой улицами известно с 1868 года. Оно связано с расположенным возле моста Главным газовым заводом (набережная Обводного канала, 74). Строения завода возводились с 1858 по 1884 год по проекту Роберта Бернгарда и Отто фон

Гиппиуса, это один из самых интересных памятников промышленной архитектуры. Сам мост неоднократно менял местоположение: на разных картах от показан в створе то Верейской улицы, то в Бронницкой, то между ними.

Масляный мост построен в 1984 году у Масляного переулка.

Ново-Московский мост расположен на Московском проспекте. Название известно с 1835 года в форме «Московский мост». Оно связано с тем, что мост находился на въезде в Петербург со стороны Москвы; в то время от него начиналось Московское шоссе. Употреблялись варианты Старомосковский и Старый Московский мост, поскольку Новомосковским именовался мост через засыпанный позже Лиговский канал у Московских ворот. Но с 1860 года название Ново-Московский мост закрепилось за переправой через Обводный.

Название Варшавского моста в створе Измайловского проспекта дано по Варшавскому вокзалу, который до 2001 года находился напротив моста, в доме № 118 по набережной. Сейчас здесь располагается торгово-раз-влекательный комплекс «Варшавский экспресс» (см. Варшавская площадь).

Имя Балтийского моста дано в 1957 году по Балтийскому вокзалу, напротив которого он построен (см. площадь Балтийского Вокзала).

Ново-Петергофский мост расположен в створе Лермонтовского проспекта. Первоначально, в 1860 году, он был назван Штиглицким по имени придворного банкира, владельца многих фабрик и известного благотворителя Александра Людвиговича Штиглица. На деньги Штиглица строились Балтийская железнодорожная линия в сторону Петергофа и здание Балтийского вокзала. Мост, который был необходим для проезда с Ново-Петергофского (ныне Лермонтовского) проспекта к вокзалу, также возводился на средства Штиглица, оттого ему и было присвоено это имя. Тем не менее в 1870-е годы у моста появляется название Ново-Петергофский – по проспекту, в створе которого он был построен. Это название в конечном счете и вытеснило предыдущее и настолько прочно закрепилось за мостом, что даже указ от 24 сентября 1917 года о переименовании его в Лермонтовский – по Лермонтовскому проспекту – остался невыполненным. Вплоть до 1963 года время от времени в документах встречалось имя Лермонтовский мост, однако название Ново-Петергофский горожанам почему-то нравилось больше, и до нынешнего времени мост именуется исключительно Ново-Петергофским.

Краснооктябрьский мост находится в створе улицы Розенштейна. Первоначальное его название – Лейхтенбергский. Так он именовался с 1914 года по прежнему названию улицы Розенштейна, которая, в свою очередь, была названа по гальванопластическому заведению герцога Максимилиана Лейхтенбергского. В 1925 году мост был разобран, и более четверти века в этом месте не было никакой переправы. После постройки в 1958 году нового моста ему присвоили название Краснооктябрьский в связи с отмечавшимся в 1957 году 50-летием Октябрьской революции.

Таракановский мост в створе улицы Циолковского именуется так с 1930-х годов по старому названию улицы. До 1952 года она была Тарака-новской.

Борисов мост расположен между улицей Циолковского и Старо-Петергофским проспектом. Его название возникло в начале ХХ века по фамилии владельца дома № 161 (теперь № 203) по набережной – купца Борисова.

Ново-Калинкин мост находится на Старо-Петергофском проспекте. Первоначально, с 1828 года, он именовался Нарвским мостом, поскольку был построен в Нарвской части города. В 1849 году возникло название Новый Калинкинский или Новый Калинковский мост, по двум другим Калинкиным мостам: Большому Калинкину (ныне Старо-Калинкин) через Фонтанку и Мало-Калинкину через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Современное наименование появилось в 1857 году.

Мост Степана Разина соединяет Лифляндскую улицу и улицу Степана Разина. Первоначальное его название – Эстляндский – по прежнему названию улицы Степана Разина известно с 1914 года. 6 октября 1923 года одновременно с улицей он был переименован в мост Стеньки Разина в честь предводителя Крестьянской войны в России в 1670-1671 годах С. Т. Разина. Стенька – форма имени Степан, традиционно принятая у казаков. Изменение имени предводителя Крестьянской войны произошло 22 февраля 1939 года – одновременно в названии улицы и моста. В источнике указано, что таким образом удовлетворено «ходатайство трудящихся Ленинграда об изменении уменьшительного имени Стенька на имя Степан».

«Тёмные улицы рождают тёмные чувства» (М.Кузмин)

Впервые проект нынешнего Обводного канала появился в 1763г. К строительству канала или выгонного рва приступили в конце 1760-х г.г. и к концу 1770-х довели его почти до Лиговского канала. Обводный канал образовывал границу города, как бы обводя его с юга.
Второй этап строительства Обводного канала начался в 1805 г., после того, как Александр I указом от 23 декабря 1804 года повелел начать в следующем году работы по устройству Обводного канала и сооружению каменного акведука в месте его пересечения с Лиговским. 25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства. В результате протяженность Обводного канала, соединившего Неву и реку Екатерингофку, составила более более 8 км, в него впадают реки - Монастырка и Волковка. Берега канала стали активно застраиваться. Прежде всего, широкие возможности открывались для возникновения промышленных предприятий: многим производствам требовалось большое количество оборотной воды. Вдобавок, это была удобная и дешевая транспортная артерия для перевозки сырья и готовых изделий. Вдоль канала начали интенсивно строиться заводы и фабрики, склады.В формировании образного ряда Обводного канала доминировали промышленные корпуса.

В восприятии петербуржцев Обводный канал слыл мрачной промышленной окраиной города.

Дымили газовый завод, трубы электростанции, заводов и фабрик. При юго-западном ветре канал обволакивали удушливые запахи мыловаренного и костеобжигательного заводов. Сквозь дым бесконечных труб котельных тускло светились керосиновые и газовые фонари, окна гигантских фабрик, казарм рабочих, кабаков и лавок. Сладковатый запах солода доносился со стороны двух заводов – Ивана Дурдина и Калинкинского пивоваренного. Берега канала были захламлены, здесь часто коротали ночи нищие и бродяги. По утрам вдоль длинных корпусов резиновой мануфактуры «Треугольник» выстраивались бесконечные очереди женщин, нанимавшихся на поденную работу.

Художник Мстислав Добужинский вспоминал: «Окрестности нашего жилища были мрачные, недалеко пролегал жуткий Обводный канал, а наша улица упиралась в Забалканский (сейчас Московский) проспект, всегда грохочущий от ломовиков, полный суетливого люда, одна из самых безобразных и даже страшных улиц, настоящий Питер. В осеннюю липкую слякоть и унылый, на много дней зарядивший петербургский дождик, казалось, вылезали изо всех щелей петербургские кошмары и «мелкие бесы», и я спешил пройти скорее угнетавшие меня места, подняв воротник до ушей и проклиная гнилую питерскую погоду, лужи и мокроту, забиравшуюся всегда в калоши». Эта образная характеристика историко-архитектурной среды Обводного канала оставалась за ним на протяжении всего прошлого века, несмотря на многочисленные преобразования в области нового строительства и благоустройства набережных.

Поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский, в детстве какое-то время там живший, называл Обводный «полным индустриальным потусторонним миром».

С Обводным каналом связана одна древняя и кровавая легенда. Средневековая хроника Эрика Абосского гласит: в 1300 году маршал Торкель основал устье реки Охты крепость Ландскрону.
Хроника Эрика (Erikskrönikan) является одним из древнейших шведских литературных памятников. Она была составлена в 20-е годы XIII в. неизвестным автором. В основу рифмованной хроники положена история династии шведских конунгов — Фольгунгов — с момента ее основания в середине XIII в. до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 г. Хроника названа по имени отца Магнуса Эрикссона, герцога Эрика, который является ее главным героем.

Владычество шведской короны на берегах Невы закреплялось жестоко. Отряды маршала огнем и мечом прошлись по карельским поселениям на реках Кеме (Фонтанка) и Сутилла (Волковка). Там, наберегах Сутиллы, шведы наткнулись на капище, где идолопоклонники устраивали нечестивые шабаши, принося в жертву своим богам животных и собственных младенцев. Гнев ревностных христиан был беспределен: солдаты с яростью принялись сокрушать истуканов. И вот в самый разгар погрома из густого ельника появился безумный старик отвратительного вида и стал призывать на головы погромщиков месть всех сил Тьмы. Солдаты тут же убили старого нечестивца, но страх от заклинаний проник глубоко в их души, поскольку в те время рассказы о страшных возможностях карельских колдунов заставляли трепетал всю Скандинавию.

В Ландскроне нашелся некий человек весьма сведущий в темных, запретных учениях, который предложил вышибить клин клином. Маршал Торкель был непреклонным ревнителем веры, но все же согласился на сомнительное предложение.

В одну из ночей на месте бывшего капища состоялся не менее гнусный и отвратительный шабаш, чем те, что разворачивались здесь прежде. Чтобы лишить заклинания колдуна силы, в жертву дьявола было принесено пять молодых карелок. Их кровью окропили гранитные плиты с выбитыми на них магическими словами и знаками, а трупы бросили в одну яму вместе с трупом колдуна. Затем знаток потусторонних тайн навечно заклял дух злобной старикаи в завершение осквернил святое распятие. Как далее повествует хроника, едва святотатство свершилось, по ночному лесу разнесся ужасающий хохот и внезапно поднявшимся вихрем с корнем опрокинуло огромную ель.

В наше время Обводной канал в Санкт-Петербурге постоянно уменьшается. В определённых местах глубина канала достигает не больше метра. Ширина тоже уменьшается, потому что канал постепенно зарастает камышом и водорослями, к тому же, на нём появились небольшие островки.

Вода в этом канале считается особенно грязной, и рыбу, которая сюда прибывает из Невы, ловить то можно, но есть не советуют.

Так как Обводной канал очень мелкий, его давно собирались осушить, ещё при Николае Втором, когда по этому каналу перестали ходить судна. Затем советские власти пришли к точно такому же выводу. В 1960-е в Ленинграде власти решали, что канал нужно либо благоустроить, либо засыпать. И всё же тогда решили канал благоустроить.

Возле завода "Красный треугольник" появилась первая набережная из гранита. Однако за все 50 лет канал так ни разу и не почистили.

Экологи относят окрестности Обводного канала к числу наиболее загрязненных и депрессивных районов. Санкт-Петербурга. Территория легендарного, а ныне полузаброшенного ПО «Красный треугольник» буквально пропитана ядохимикатами, вода канала давно имеет маслянистый блеск от растворенных в ней промышленных отходов, на набережной можно встретить разрушающиеся постройки. Тут постоянно случаются ограбления, драки, убийства, не говоря уже о бытовых ссорах. Многие встречают на Обводном канале каких-то странных людей, одетых в не менее странные разноцветные лохмотья, кто-то утверждает, что видел здесь призраков. У особо чувствительных возникает ощущение, что тёмные воды манят к себе, зовут в потустороннее царство. Кому-то и вовсе кажется, что из канала тянутся страшные призрачные руки. За долгие годы канал приобрёл репутацию своеобразного «рая» питерских самоубийц.

Экстрасенсы и парапсихологи негласно подтверждают присутствие над каналом негативных энергетических сущностей, воздействующих на психику как местных жителей, так и случайных прохожих. Люди проваливались на Обводном канале во временные дыры, кого-то «поглощал» мистический туман над мостами, кого-то посещали на набережной до того странные мысли, что он невольно вздрагивал.

Так что пока Обводный канал так и остаётся мрачной, депрессивной водной артерией с энергией, порождающей тёмные мысли и странные чувства.

Обводный канал в Петербурге напоминает мне Садовое кольцо в Москве - четка граница старого города, за которую он перехлёстывает в нескольких местах, но в основном находится в её пределах. Самый длинный из петербургских каналов (8 километров), соединияющий Неву с речкой Екатерингофкой, проходит примерно в 2-3 километрах за Фонтанкой. Он был прорыт в 1769-80 (западная часть) и 1805-33 (восточная часть) годах как транспортная артерия, последнее звено первой петербургской "кольцевой дороги" вместе с Невой и её рукавами, и южная граница города - изначально даже с крепостным валом. В общем, идеальное место для строительства фабрик.
Походу вдоль Обводного канала с дальнейшей вылазкой к морскому порту на Гутуевском и Канонерском островах мы с periskop посвятили целый день. Рассказ об этом походе также будет состоять из трёх частей: две - о пути вдоль канала, третья - о руинах завода "Красный Треугольник". Впрочем, Обводный - это не только фабрики, но и дома, мосты, вокзалы, церкви, да и просто по-петербургски цельный и харизматичный ансамбль, который я попытаюсь показать с разных сторон.

Рассказывая про Обводный, нельзя не упоминуть самый новый его элемент - одноимённую станцию метро, октрытую 30 декабря 2010 года в составе новой "пятой" линии Петербургского метрополитена.

Станция получилась чертовски, не по-современному стильная. Её настенные панно - настоящий путеводитель по Обводному каналу, или уж точно его портрет. Балки под потолком не только покрашены под ржавчину, но и даже с клёпками - однозначно дореволюционная деталь, которую стилизаторы частенько забывают. Но особенно впечатляет зал в виде толстенной трубы, заполненной мутной водой до половины:

Дизайн очень специфический, и главное - очень смелый. Без всяких заморочек в духе "А понравится ли пассажирам ощущать себя внутри водопроводной трубы?". Нет, пассажира просто тыкают носом в грубую романтику старопромышленной эпохи. В общем, кому как, а мне эта станция кажется настоящим произведением современного искусства.

Вообще, один у меня уже был, но в эту поездку я наснимал материалов на ещё один. Может быть, чуть позже выложу и его. Но пока - поедем наверх:

Вид непосредственно от вестибюля. Вот он - канал, довольно широкий (от 21 до 42 метров). Справа - Лиговский проспект, построенный на месте одноимённого канала, прорытого ещё в 1720-е годы. Первоначально (до 1805) Обводный здесь и заканчивался. А Лиговский ведёт на север, прямиком к Московскому вокзалу.

Мрачные островерхие дома по 5-7 этажей, порой глядящие на "красную линию" брандмауэрами - характерная застройка северной стороны канала. Вид в обратную сторону: за Лиговской - доходной дом, а сам вестибюль на первом этаже стеклянного торгового центра, построенного на пределе допустимой этажности. К счастью, пока таких в центре Петербурга немного.

Ново-Каменный мост между ними появился в 1805 году, и служил акведуком - Лиговский канал был существенно выше Обводного. Сейчас такое уже вряд ли увидишь - перекрёсток двух водных путей на разной высоте. Затем Лиговский засыпали и сделали проспектом, а нынешний мост - 1970 года. Вот такой с него открывается вид - вдалеке Боровой мост (1960-61) и позднесоветский дом, ныне занятый деловым центром "Нептун" - надо заметить, гораздо более тактичный, чем его современный "коллега":

В канале довольно сильное течение, судоходства нет, а одно из прозвищ в народе - Обвонный. Почему - догадаться нетрудно:

У Борового моста - явно производственное здание, если ничего не путаю - бывший гвоздильный завод Бари (1880-е), с 1902 года ставший Типографией имени Ивана Фёдорова:

Через мост на южный берег уходит Боровая улица, на которой примечательна Покровская церковь (1890-97), основанная Покровским епархиальным братством (курировало приходские школы и церковное пение в столице). Ныне её занимают евангелисты, которым, видимо, не хватает средств отреставрировать храм. А вообще, не находите, что этот абзац больше подошёл бы к чему-нибудь в Западной Украине? Православные братства, смена конфессий в одном церковном здании...

Рядом - бывшая мануфактура "Лиговский текстиль" (1844-50), очень напоминающая текстильные фабрики Москвы. Её сейчас активно переделывают подо что-то - очередной лофт.

Ещё через пару сотен метров открывается вот такой вид с триптихом мостов. Пешеходный Ипподромный мост (1985-86, сам ипподром сгорел в блокаду), трубопровод с баннером и железнодорожный Царскосельский мост. Упоминание об энергетике тоже не случайно - за мостом начинается район соответствующих производств, и даже большой красный дом изначально был построен для специалистов-энергетиков.

Царскосельский мост в нынешнем виде построен в 1900-04 годах, и по нему проходит трасса старейшей в России железной дороги (1837).

Изначально она имела колею 1829мм, но на рубеже 19-20 веков прошла тотальную реконструкцию. В те же годы был построен и нынешний Витебский вокзал, а до Царского Села линия оставалась трёхпутной - Третий Особый Императорский путь был отдельным подразделением со своим режимом. По ширине моста видно, что по нему пролегало три пути:

Причём непосредственно над водой - по двум разным переходам:

А дизайну здесь уделялось особое внимание:

Именно по этому мосту в Петербург приходят поезда из Белоруссии и Украины. А через несколько минут после того, как под мостом прошли мы, на мост выехал поезд из Вильнюса. К мостам примыкают Новые Егерские казармы (1815) - длиннющее П-образное здание. Казарм вдоль Овбодного вообще много - не случайно когда-то здесь проходил крепостной вал.

Напротив - какие-то старинные цеха, назначение которых объяснять не берусь. Ныне здесь строительный гипермаркет "Метрика", раньше была Рыбинская стройбаза (в народе - Рыба), а ещё раньше - Главный Газовый завод Общества столичного освещения:

Газовые заводы - неотъемлемая часть мегаполисов 19 века, эпохи газовых фонарей. , но в Петербурге это предприятие старше и больше: первые цеха построены в 1859-61 годах под руководством инженера Отто фон Гиппиуса. Панорама района газзавода с Можайским и Рузовским мостиками:

Главный элемент газовых заводов - газгольдеры, то есть круглые башни для хранения светильного газа. Лучше всего виден гигантский (42 метра в диаметре, 21 метр в высоту) газгольдер второй очереди (1881), стоящий прямо над каналом. Натурально - замок:

Чуть дальше вглубь заводской территории уходит цепочка из трёх газгольдеров первой очереди (1859-61). Увы, кадр получше не получился. Сам знаю, что надо было снимать с другого берега и объектив протереть, но что уж есть теперь... Видно, например, что у старых газгольдеров стены декоративно оформлены (впрочем, это лучше сохранилось в Москве).

Здесь же действовала и одна из первых в Петербурге Центральная электростанция (1897), корпус котороый с трубой-"пеньком" хорошо виден дальше. А в краснокирпичном здании ближе находился петербургский офис "Сименс и Гальске", который и поставлял для неё оборудование.

Кадр снят с Газового моста напротив газгольдеров, впереди виден Масляный мост, оба чисто пешеходные. Взгляд за канал - Исаакий в перспективе Бронницкой улицы:

Завершает "городок энергетиков" жилой дом работников ГРЭС начала 1930-х годов - отличный образец конструктивизма:

Чуть дальше - Фрунзенский универмаг (1934-38), напоминающий минские постройки Лангбарда (Дом Правительства, Опера). Его хотели снести, потом вроде отстояли, потом опять непонятно... Короче, один из лучших памятников советской архитектура Петербурга пока что в подвешенном (и завешенном) состоянии. Впереди видна Воскресенская церковь (1904-08) у Варшавского вокзала.

Универмаг возвышается над Ново-Московским мостом (1965-67), по которому проходит Московский проспект - одна из главных питерских магистралей. Но мы пока что свернём на Заозёрную улицу, мимо водочного завода Келлера (1870-е):

В перспективе хорошо видны сооружения химического завода "Аист". Гигант бытовой химии (стиральные порошки и прочее) тоже имеет полуторавековую историю, начавшись с мыловаренного завода в 1845 году.

Справа по Заозёрной, над автостоянкой - ещё один газгольдер (1881):

Напротив - завод "Хлебный дом". Запах соответствующий, то есть очень приятный:

А на углу Смоленской улицы - то, ради чего Перископ и предложил отклониться от маршрута - "Порт-Артур":

Это не предприятие, но для промышленной истории России тоже знаковый памятник - первый дом-коммуна (1904), а говоря современным языком - первая в России общага-малосемейка. До этого рабочие жили или где попало (землянки, бараки), или прямо в цехах, в самом лучшем случае - в казармах. Ну, кому хватало денег - снимали квартиры в доходных домах, по несколько десятков человек на комнату. Общагу построил инженер-строитель Владимир Кондратьев, которого на эту идею натолкнула многолетняя работа обшмерщиков в домах под снос в 1890-е годы, так что о нуждах и условиях он знал не по наслышке.

Предполагалось, что семейные рабочие будут снимать тут небольшие комнаты - выходило несколько дороже, чем в казарменных условиях, но несопоставимо дешевле, чем съём собственной квартиры. В общем, попытка решить проблему, крайне актуальную и сейчас. С общаждно-арендным людом в Москве я знаком не по наслышке, но сложность в том, что жильё типа "Порт-Артура" в наше время - примерно то же, что казармы сто лет назад.

Кстати, название Порт-Артур - народное: дом сдали (в совсем другом смысле слова) почти одновременно с Порт-Артуром.

Дворик. Здесь Перископ обратил моё внимание на то, как до Революции приходилось изворачиваться из-за дороговизны земли, сгибая дома немыслимыми загогулинами. Что ни говори сейчас, а в 1920-е годы советское градостроительство в условиях госмонополии на землю (что позволяло делать просторные зелёные дворы) выглядело прорывом.

Дом 1920-х годов на другой стороне квартала с Порт-Артуром:

Это уже Киевская улица, и её южная сторона вся проходит вдоль Бадаевских складов. Тех самых, блокадных. Комплекс деревянных складских помещений был построен в 1914 году, а 8-10 сентября 1941 года их разбомбила Люфтваффе. Сгорели 3 тысячи тонн муки, около тысячи тонн сахара, а чёрный дым от горящего продовольствия окутал город - так началась блокада. Но сам по себе этот пожар не был роковым - по нормам мирного времени сгоревших запасов хватило бы всего на 3 дня, то есть даже в условиях экономии они бы не спасли город от голода.

Нынешние здания Бадаевских - послевоенные.

Местность вокруг - это именно здесь люди искали в снегу расплавленный сахар и горелую муку:

Крыши рабочих слободок:

Но про эстетику в Петербурге не забывают и здесь:

За Бадаевскими - жилой комплекс "Империал", одна из самых скандальных строек в Петербурге. Её несколько раз останавливали, предписывали укоротить, отменяли предписания, снова останавливали... Короче, застройщики в Петербурге не менее наглые, чем в Москве - но противодействие им гораздо сильнее. Обводный, Фонтанка и Мойка - три линии обороны Старого Города, и пока основные "бои" идут между Фонтанкой и Обводным. Ну а монстры типа "Империала" севернее Обводного пока просто немыслимы.

Московский проспект - подробно на нём останавливаться не буду, скажу лишь, что это великолепный сталинский ансамбль, одна из витрин сталинского стиля. О нём можно написать отдельный пост, так что пока возвращаеся на Обводный:

Мимо фабрики "Петмол" (Петербургское молоко, то есть) в корпусах Скотопригонного двора (1823-26, архитектор Шарлемань). Обратите внимание на часы в виде молочного пакета:

Размеры двора очень приличные - квадрат со сторонами по 182 метра. В глубине - уже сталинские здания, изначально принадлежавшие "Петмолу". В общем, здание почти не меняется своей специализации уже около 200 лет.

За каналом, среди доходных домов окнами на промзону...

Каким-то чудом затерялся особнячок (1839-42):

Его построил не купец или дворянин, а некий Тимофей Дылёв, "лепных дел мастер". И красивейшее лепное украшение на фасаде было его рекламой:

А впереди... Впереди ещё много интересного: Воскресенская церковь Александро-Невского братства трезвости (1904-08, на кадре чуть выше, в лесах), Варшавский и Балтийский вокзалы, резинотехнический "Красный Треугольник" (кирпичные башни), Гутуевский остров с Богоявленской церковью (вдалеке) и портом:

Но это всё - в следующий раз.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва