Ис объектовый учет. Методические рекомендации по заполнению электронного паспорта дома в по «Объектовый учет

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 27.05.2013 № 210/311

О Едином реестре информационных систем Кировской области

О Едином реестре информационных систем
Кировской области

___________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2016 № 89/159
постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2017 № 116-П

В соответствии с Правительства Российской Федерации от 26.06.2012 № 644 "О федеральной государственной информационной сис-теме учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить о Едином реестре информационных систем Кировской области, создаваемых и приобретаемых за счет средств бюджета Кировской области и внебюджетных источников (далее - Положение), согласно приложению.

2. Определить министерство информационных технологий и связи Кировской области уполномоченным органом исполнительной власти Кировской области по организации деятельности по размещению сведений в Едином реестре информационных систем Кировской области (далее - Реестр) и предоставлению доступа органам исполнительной власти Кировской области и подведомственным им учреждениям к информации в указанной информационной системе Кировской области (далее - информационная система).

3. Определить Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления" (далее - КОГБУ "ЦСРИРиСУ") оператором Реестра.

4. КОГБУ "ЦСРИРиСУ" осуществляет контроль за регистрацией в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" информационных систем органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кировской области, участвующих в оказании государственных и муниципальных услуг, областного территориального фонда обязательного медицинского страхования.

(п. 4 с изменениями, внесенными

5. Органам исполнительной власти Кировской области и подведомст-венным им учреждениям определить ответственных специалистов, обеспечивающих представление сведений об информационных системах и компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, и их своевременную актуализацию для размещения в Реестре в соответствии с Положением.

6. Установить, что до размещения информации в системе учета информационных систем органы исполнительной власти Кировской области обязаны принять правовой акт о порядке и сроках ввода в эксплуатацию информационной системы.

7. Министерству информационных технологий и связи Кировской области в шестимесячный срок осуществить разработку и ввод в эксплуатацию информационной системы Кировской области "Единый реестр информационных систем Кировской области".

8. Рекомендовать органам местного самоуправления Кировской области провести мероприятия по учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств муниципальных бюджетов, разместить в системе учета информационных систем в соответствии с установленным указанные сведения.

9. Признать утратившим силу Правительства Кировской области от 17.08.2010 № 64/395 "Об утверждении Положения о Едином реестре информационных систем Кировской области" .

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Чурина А.А.

(п. 10 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 11.01.2017 № 38/3 , от 19.12.2017 № 116-П)

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Кировской области
от 27.05.2013 № 210/311

ПОЛОЖЕНИЕ о Едином реестре информационных систем Кировской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и ведения Единого реестра информационных систем Кировской области, порядок регистрации информационных систем в Реестре, а также порядок обеспечения доступа к информации, содержащейся в Реестре.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" , Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" .

1.3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

информационная система - автоматизированная информационная система, предназначенная для использования органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Кировской области и (или) учреждениями Кировской области;

объекты учета - информационные системы и (или) компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемые, развиваемые, модернизируемые и эксплуатируемые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Кировской области за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований;

оператор информационной системы - орган исполнительной власти, орган местного самоуправления Кировской области, государственное учреждение Кировской области, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных, ответственные за внесение информации в Единый реестр информационных систем Кировской области и ее актуализацию;

регистрация информационной системы (далее - регистрация) - действия оператора Реестра по внесению сведений об информационной системе в Реестр и выдаче паспорта информационной системы;

паспорт информационной системы - документ, подтверждающий регистрацию информационной системы в Реестре;

актуализация сведений об информационной системе (далее - актуализация сведений) - внесение изменений в сведения об информационной системе, содержащихся в Реестре;

отмена регистрации информационной системы (далее-отмена регистрации) - внесение в Реестр сведений о прекращении эксплуатации информационной системы, зарегистрированной в Реестре.

1.4. Регистрации в Реестре подлежат информационные системы вне зависимости от названия этих систем (реестры, регистры, справочно-информационные системы, каталоги и др.).

1.5. Не подлежат регистрации в соответствии с настоящим Положением информационные системы, сведения о которых составляют информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

1.6. Регистрация осуществляется в целях:

1.6.1. Организации доступа органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан к информации об эксплуатируемых информационных системах, в том числе о составе содержащейся в них информации, информационных технологиях и технических средствах, обеспечивающих обработку такой информации.

1.6.2. Обеспечения координации работ по созданию и эксплуатации информационных систем.

1.7. Ведение Реестра осуществляется в электронном виде.

1.8. Регистрация, актуализация сведений, отмена регистрации, а также доступ к информации, содержащейся в Реестре, осуществляются на безвозмездной основе.

2. Порядок регистрации информационных систем

2.1. Для проведения регистрации, актуализации сведений, отмены регистрации оператор информационной системы (далее - заявитель) подает оператору Реестра соответствующую заявку согласно приложению.

2.2. Подачу заявок о регистрации, актуализации сведений, отмене регистрации информационной системы, которую эксплуатируют несколько операторов информационной системы, осуществляет оператор информационной системы, ответственный за эксплуатацию и развитие информационной системы, определенный соглашением, заключенным между всеми операторами информационной системы.

2.3. Размещенные сведения об объектах учета подлежат дополнению и (или) актуализации в системе учета информационных систем в срок не более 10 рабочих дней со дня:

объявления торгов (запроса котировок цен) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для создания, развития, модернизации и (или) эксплуатации объектов учета, с указанием:

даты объявления торгов (запроса котировок цен);

ссылки на адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по которому размещено объявление о проведении торгов (запрос котировок цен);

иных сведений;

размещения (изменения) сведений о заключенном государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для создания, развития, модернизации и (или) эксплуатации объектов учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о заказах на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (с присоединением файла, содержащего электронную копию (электронный образ) соответствующего контракта) с указанием:

стоимости поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, необходимых для создания, развития, модернизации и (или) эксплуатации объектов учета в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом;

срока исполнения государственного (муниципального) контракта;

сведений о причине отклонений (при их наличии) от ожидаемых результатов реализации, относящихся к объекту учета мероприятий по информатизации, предусмотренных планами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации и эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

иных сведений;

подписания актов сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг по государственному (муниципальному) контракту (с присоединением файла, содержащего электронную копию (электронный образ) соответствующего акта) с указанием:

реквизитов актов сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

стоимости поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг;

сведений о причине отклонений от количественных и качественных результатов, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, в части поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, необходимых для создания, развития, модернизации и (или) эксплуатации объектов учета (в случае наличия отклонений);

иных сведений;

ввода в эксплуатацию объектов учета на основании актов о вводе объектов учета в эксплуатацию (с присоединением файла, содержащего электронную копию (электронный образ) соответствующего акта) с указанием:

реквизитов актов, содержащих решение о вводе в эксплуатацию объектов учета;

сроков ввода в эксплуатацию объектов учета;

иных сведений;

расходов регионального бюджета на создание информационной системы с указанием:

даты учета соответствующей операции;

балансовой стоимости объекта учета;

иных сведений;

размещения информации об объектах учета или о программах для электронных вычислительных машин, являющихся составной частью объекта учета, в национальном фонде алгоритмов и программ с указанием:

даты размещения в национальном фонде алгоритмов и программ информации об объектах учета или о программах для электронных вычислительных машин, являющихся составной частью объекта учета;

иных сведений;

размещения информации об объектах учета или о программах для электронных вычислительных машин, являющихся составной частью объекта учета, в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" с указанием:

даты размещения и номера регистрации в федеральной государственной информационной системе;

иных сведений;

проведения аттестации, сертификации объектов учета и (или) их отдельных составных частей на соответствие требованиям по защите информации с указанием:

реквизитов соответствующих аттестационных свидетельств и сертификатов;

иных сведений;

прекращения эксплуатации объектов учета с указанием:

реквизитов актов вывода объектов учета из эксплуатации (с присоединением файла, содержащего электронную копию (электронный образ) соответствующего акта);

причины прекращения эксплуатации объектов учета;

иных сведений;

внесения изменений в акты и (или) документы, регулирующие вопросы создания, развития, модернизации и (или) эксплуатации объектов учета (с присоединением файла, содержащего электронную копию (электронный образ) соответствующего акта и (или) иного документа).

2.4. К заявке о регистрации прилагаются:

копия сертификата ключа электронной цифровой подписи заявителя;

копия соглашения, заключенного между операторами информационной системы (в случае, если информационную систему эксплуатируют несколько операторов информационной системы).

2.5. К заявке об актуализации сведений прилагаются копии документов, указанные в.3 настоящего Положения, в случае, если в период после регистрации и до момента актуализации сведений имело место принятие, изменение или отмена таких документов.

2.6. Подлинность указанных в.3, 2.4 настоящего Положения копий документов заверяется подписью руководителя заявителя.

2.7. Не подлежат включению в заявки о регистрации, об актуализации сведений, об отмене регистрации сведения, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа.

2.8. Заявки о регистрации, об актуализации, об отмене регистрации, а также прилагаемые к ним документы направляются заявителем оператору Реестра в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

В случае отсутствия технической возможности направления их в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, указанные заявки и документы направляются оператору Реестра на бумажном носителе, заверенные подписью руководителя заявителя, и в электронном виде.

2.9. Оператор Реестра рассматривает заявки о регистрации, актуализации сведений, отмене регистрации в течение 5 рабочих дней со дня их размещения и по итогам рассмотрения предоставляет доступ к системе для внесения информации в Реестр либо направляет заявителю мотивированный отказ в регистрации (актуализации сведений, отмене регистрации).

2.10. При отсутствии замечаний к паспортам оператор Реестра размещает их в системе учета информационных систем.

При наличии замечаний формируется уведомление в форме электронного сообщения с перечнем выявленных несоответствий, которое направляется заявителю.

2.11. С целью устранения выявленных несоответствий заявитель дорабатывает паспорт в срок не более 5 рабочих дней со дня получения уведомления.

2.12. Паспорт объекта учета дополняется сведениями об относящихся к объекту учета мероприятиях по информатизации органов или учреждений в порядке, установленном 2.3 - 2.9 настоящего Порядка:

2.12.1. Перечнем мероприятий по информатизации, включая перечень и количество товаров, перечень и объем работ и услуг, необходимых для реализации таких мероприятий.

2.12.2. Ожидаемыми результатами реализации мероприятий по информатизации.

2.12.3 Потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий по информатизации.

2.13. При регистрации информационной системы оператор Реестра после внесения необходимых сведений об информационной системе в Реестр направляет заявителю паспорт информационной системы.

2.14. Паспорт информационной системы направляется в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица оператора Реестра.

В случае отсутствия технической возможности направления паспорта информационной системы в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, паспорт информационной системы направляется заявителю на бумажном носителе.

2.15. Оператор Реестра имеет право давать рекомендации о необходимости регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и других федеральных и региональных идентификационных и регистрационных системах.

2.16. Оператор Реестра вправе запрашивать от заявителей дополнительную информацию по объектам учета, необходимую для целей проведения анализа, контроля и мониторинга сведений, размещенных в Реестре.

3. "Состав сведений реестра

В Реестр включаются следующие сведения:

3.1. Общая информация: общие сведения, текущий статус, цели, назначение и область применения объекта учета:

уникальный номер информационной системы (далее - ИС) в Реестре;

дата внесения оператором Реестра сведений о регистрации ИС;

наименование ИС;

полное и сокращенное наименования оператора ИС - заявителя, а также иных операторов ИС (при их наличии);

текущий статус ИС.

3.2. Цели, назначение и область применения объекта учета:

цель создания ИС;

реквизиты решения о создании ИС;

сроки создания ИС;

назначение и область применения, функции ИС;

средства бюджета, за счет которого разработана ИС.

3.3. Государственные органы, уполномоченные на создание, развитие, модернизацию, эксплуатацию ИС:

государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС;

государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС;

информация о структурных подразделениях и должностных лицах оператора ИС, ответственных за работу с ИС.

3.4. Состав объекта учета:

перечень полномочий оператора ИС, реализуемых с использованием ИС;

классификационная категория программного обеспечения ИС, технического обеспечения ИС, работы (услуги);

наименование программного обеспечения, технического обеспечения ИС;

сведения по арендуемой инфраструктуре и условиям ее использования;

сведения о правах на программное обеспечение ИС ("право использования на неисключительной основе", "объект исключительного права");

сведения о регистрации ИС в федеральной государственной информационной системе "Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин";

наименование типовой лицензии на программное обеспечение (в случае использования программного обеспечения на неисключительной основе);

характеристики лицензии на программное обеспечение ИС (модель лицензирования, типы лицензий для соединения с сервером (на устройство, на пользователя), количество одновременных подключений устройств или пользователей к серверу - в случае использования программного обеспечения на неисключительной основе);

количество приобретаемых экземпляров лицензий;

наименование лицензиара (в случае использования программного обеспечения на неисключительной основе).

3.5. Реализуемые государственные услуги (функции):

номер государственной услуги (функции) в реестре государственных (муниципальных) услуг Кировской области (далее - РГУ);

нормативный правовой акт, на основании которого предоставляется данная государственная услуга, исполняется функция;

полное наименование государственной услуги (функции);

процент использования ресурсов ИС при автоматизации исполнения государственной услуги (функции);

наименование ИС, направленных на информирование о деятельности государственного органа (в случае использования ИС для информирования о деятельности государственного органа).

3.6. Сведения о защите информации:

уровень защищенности персональных данных;

сведения о прохождении специальных проверок;

сведения об используемых средствах защиты информации, в том числе средствах криптографической защиты информации.

3.7. Сведения о заключенных государственных контрактах (создание, доработка систем):

реестровый номер закупки, в рамках которой заключен государственный контракт;

реестровый номер государственного контракта;

дата заключения государственного контракта;

исполнитель государственного контракта (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с которым заключен государственный контракт);

причины отклонений от ожидаемых результатов (сведения о причине отклонений ожидаемых по итогам реализации государственного контракта количественных и качественных результатов от предусмотренных в части поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для создания, и (или) развития, и (или) модернизации, и (или) эксплуатации ИС).

3.8. Сведения об актах сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг (создание, доработка ИС):

реквизиты актов сдачи-приемки;

реквизиты государственного контракта (ссылка на соответствующий акту сдачи-приемки государственный контракт, сформированный в составе сведений "Сведения о заключенных государственных контрактах");

стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг;

виды обеспечения (стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг на соответствующее программное обеспечение, техническое обеспечение и прочие виды обеспечения, сформированные в составе сведений "Состав объекта учета");

причины отклонений от ожидаемых результатов.

3.9. Сведения о вводе объекта учета в эксплуатацию:

реквизиты акта, содержащего решение о воде ИС в эксплуатацию;

дата ввода ИС в эксплуатацию.

3.10. Сведения о выводе объекта учета из эксплуатации:

реквизиты акта, содержащего решение о прекращении эксплуатации ИС;

дата вывода ИС из эксплуатации;

причины вывода ИС из эксплуатации.

3.11. Сведения о принятии объекта учета к бюджетному учету и учет иных операций с объектами учета (заполняется в случае приобретения ИС как "объекта исключительного права"):

дата учета (дата принятия к учету объекта исключительного права);

код бюджетной классификации расходов на приобретение исключительного права на программное обеспечение;

балансовая стоимость приобретения исключительного права на программное обеспечение по договору отчуждения этого права (тыс. рублей);

реквизиты документа, на основании которого объект исключительного права принят к бюджетному учету.

3.12. Сведения об информационном взаимодействии объекта учета с иными ИС:

веб-сервисы ИС (доступные через систему межведомственного электронного взаимодействия);

прочие интерфейсы ИС, используемые для информационного взаимодействия с ИС других государственных органов.

3.13. Характеристики ИС:

реквизиты решения о регистрации ИС в федеральной государственной информационной системе идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА);

многопользовательская, однопользовательская ИС;

периодичность обновления информации и срок хранения информации в ИС;

сведения об информационных ресурсах и (или) базах данных в составе ИС;

сведения о взаимодействии ИС с другими ИС;

сведения об информационных технологиях и технических средствах, применяемых в ИС;

сведения об используемых операционных системах (клиентских и серверных);

сведения об используемых системах управления базами данных;

сведения об используемом прикладном программном обеспечении;

сведения об используемом аппаратном обеспечении;

сведения о возможности использования интерфейсов взаимодействия со сторонними приложениями в формате XML;

сведения о возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей в рамках функционирования ИС, в том числе сведения об архитектуре ИС;

сведения о наличии (отсутствии) в ИС сведений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа, в том числе сведения об обработке персональных данных в ИС, включая класс персональных данных;

состав информации, непосредственно затрагивающей права и свободы человека и гражданина, и порядок доступа к такой информации;

сведения о разработчике ИС и сведения о наличии исходных кодов ИС, если таковые имеются;

тип ИС (региональная, муниципальная).

(п. 3 изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2016 № 89/159)

4. Обеспечение доступа к информации, содержащейся в Реестре

Оператор Реестра принимает меры к защите информации, содержащейся в Реестре, от несанкционированного доступа к ней, от ее искажения или уничтожения.

Оператор Реестра обеспечивает доступ к сведениям, содержащимся в Реестре, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности органов государственной власти.

Доступ к сведениям, содержащимся в Реестре, обеспечивается путем размещения информации на официальном сайте оператора Реестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Приложение к Положению

ЗАЯВКА
о необходимости регистрации (актуализации сведений)
информационной системы Кировской области

Наименование информационной системы: _______________________________

____________________________________________________________________

Наименование оператора информационной системы в соответствии с уставными документами:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Регистрация (актуализация)____________________________________________

Сведения о должностном лице, ответственном за внесение сведений об информационной системе:

Фамилия: ___________________________________________________________

Имя: _______________________________________________________________

Отчество:___________________________________________________________

Должность:_________________________________________________________

Адрес электронной почты: ____________________________________________

Номер телефона: ____________________________________________________

_________________________________________________
(должность, Ф.И.О. и подпись руководителя оператора)

В РФ существует порядка 100 государственных информационных систем, они подразделяются на федеральные и региональные. Организация, работающая с какой-либо из этих систем, обязана выполнять требования к защите данных, которые в ней обрабатываются. В зависимости от классификации, к разным информационным системам предъявляются разные требования, за несоблюдение которых применяются санкции — от штрафа до более серьезных мер.

Работа всех информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г.). В статье 14 этого закона дается подробное описание ГИСов. К операторам государственных ИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования, изложенные в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

Напомним, что оператор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Если организация подключена к государственной информационной системе, то приказ ФСТЭК № 17 обязывает аттестовать систему, а для защиты информации должны применяться только сертифицированные средства защиты информации (имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ).

Нередки случаи, когда оператор информационной системы ошибочно относит ее к ГИСам, в то время как она таковой не является. В итоге к системе применяются избыточные меры по защите. Например, если по ошибке оператор информационной системы персональных данных классифицировал ее как государственную, ему придется выполнить более жесткие требования к безопасности обрабатываемой информации, чем того требует закон. Тем временем требования к защите информационных систем персональных данных, которые регулирует приказ ФСТЭК № 21, менее жесткие и не обязывают аттестовать систему.

На практике не всегда понятно, является ли система, к которой необходимо подключиться, государственной, и, следовательно, какие меры по построению защиты информации необходимо предпринять. Тем не менее план проверок контролирующих органов растет, планомерно увеличиваются штрафы.

Как отличить ГИС от неГИС

Государственная информационная система создается, когда необходимо обеспечить:

  • реализацию полномочий госорганов;
  • информационный обмен между госорганами;
  • достижение иных установленных федеральными законами целей.

Понять, что информационная система относится к государственной, можно, используя следующий алгоритм:

  1. Узнать, есть ли законодательный акт, предписывающий создание информационной системы.
  2. Проверить наличие системы в Реестре федеральных государственных информационных систем . Подобные реестры существуют на уровне субъектов Федерации.
  3. Обратить внимание на назначение системы. Косвенным признаком отнесения системы к ГИС будет описание полномочий, которые она реализует. Например, каждая администрация Республики Башкортостан имеет свой устав, который в том числе описывает полномочия органов местного самоуправления. ИС «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Республики Башкортостан» создана для реализации таких полномочий администраций, как «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района», и является ГИС.

Если система подразумевает обмен информацией между госорганами, она также с высокой долей вероятности будет государственной (например, система межведомственного электронного документооборота).

Это ГИС. Что делать?

Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:

  • формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
  • разработка системы защиты информации информационной системы;
  • внедрение системы защиты информации информационной системы;
  • аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее — аттестация ИСПДн) и ввод ее в действие;
  • обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;
  • обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.

Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:

1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности.

Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.

Угрозы безопасности информации определяются по результатам

  • оценки возможностей нарушителей;
  • анализа возможных уязвимостей информационной системы;
  • анализа (или моделирования) возможных способов реализации угроз безопасности информации;
  • оценки последствий от нарушения свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).

2. Сформировать требования к системе обработки информации.

Требования к системе должны содержать:

  • цель и задачи обеспечения защиты информации в информационной системе;
  • класс защищенности информационной системы;
  • перечень нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать информационная система;
  • перечень объектов защиты информационной системы;
  • требования к мерам и средствам защиты информации, применяемым в информационной системе.

3. Разработать систему защиты информации информационной системы.

Для этого необходимо провести:

  • проектирование системы защиты информации информационной системы;
  • разработку эксплуатационной документации на систему защиты информации информационной системы;
  • макетирование и тестирование системы защиты информации информационной системы.

4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:

  • установку и настройку средств защиты информации в информационной системе;
  • разработку документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации (далее — организационно-распорядительные документы по защите информации);
  • внедрение организационных мер защиты информации;
  • предварительные испытания системы защиты информации информационной системы;
  • опытную эксплуатацию системы защиты информации информационной системы;
  • проверку построенной системы защиты информации на уязвимость;
  • приемочные испытания системы защиты информации информационной системы.

5. Аттестовать ИСПДн:

  • провести аттестационные испытания;
  • получить на руки аттестат соответствия.

Существует распространенное мнение, что для прохождения проверки контролирующих органов достаточно наличия организационно-распорядительных документов, поэтому операторы ГИС зачастую пренебрегают внедрением средств защиты. Действительно, Роскомнадзор уделяет пристальное внимание именно документам и реализации организационно-распорядительных мер по защите ПДн в организации. Однако в случае возникновения вопросов к проверке могут быть привлечены специалисты из ФСТЭК и ФСБ. При этом ФСТЭК очень внимательно смотрит на состав технической защиты информации и проверяет правильность составления модели угроз, а ФСБ проверяет реализацию требований, касающихся использования средств криптографической защиты информации.

Олег Нечеухин , эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»

В целях повышения эффективности муниципального управления, а также в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», практически каждый муниципалитет сталкивается с необходимостью разрабатывать и внедрять информационные системы (ИС).

В Красноярске задача организации работ по созданию единой муниципальной информационной системы «Электронный муниципалитет» путем интеграции ИС, используемых органами местного самоуправления, а также путем разработки и внедрения новых, закреплена постановлением администрации города в полномочиях управления информатизации и связи (УИиС).

Необходимо отметить, что муниципальные ИС создаются на основании распоряжения администрации города от 25.03.2009 № 217-ж «Об утверждении Положения о муниципальных информационных системах» по решению органов городского самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений за счет средств бюджета города:
– сторонними организациями, привлеченными в соответствии с действующим законодательством к выполнению работ,
– либо разрабатываются специалистами УИиС (происходит крайне редко, в основном специалисты готовят ТЗ, согласовывают и оценивают необходимость разработки или приобретения ИС).

Весь процесс как последовательность процедур выглядит следующим образом:

Все логично и понятно до наступления момента решения вопроса «Где и как учитывать ИС?».

С одной стороны, ИС это продукт, созданный или приобретенный за счет средств бюджета города. И в этой связи учет заключается во включении в Реестр сведений о муниципальных информационных системах (данный реестр утвержден вышеназванным распоряжением) и необходимости бухгалтерского учета. Основным регулирующим актом для осуществления бухгалтерского учета интеллектуальной собственности является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 14/2007 «Учет нематериальных активов» (утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н). Оператором Реестра сведений о муниципальных ИС является УИиС, бухгалтерский учет осуществляет управление делами администрации города.

С другой стороны, ИС это результат интеллектуальной деятельности, подлежащий правовой охране и имущественному учету. Правовой основой, регулирующей отношения в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Для решения вопроса имущественного учета ИС администрацией города было принято решение о расширении перечня объектов, подлежащих учету в Реестре муниципальной собственности. Оператором Реестра муниципальной собственности является департамент муниципального имущества и земельных отношений. В Реестр муниципальной собственности добавили раздел «Реестр имущественных прав (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации)».

В 2011 году Минэкономразвития РФ утверждает своим приказом порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. В соответствии с данным Порядком, исключительные права муниципальных образований на результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами учета в реестре. После очередного предписания прокуратуры из перечня объектов, подлежащих учету в Реестре муниципальной собственности, раздел «Реестр имущественных прав (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации)» в 2014 году исключен. За данный период времени на учет поставлена всего одна система и подготовлены документы еще на две.

Изучая опыт других городов, можно сделать вывод, что после исполнения муниципального контракта и подписания актов о выполненных работах, органы местного самоуправления, как правило, не проводят дальнейшую работу по легализации объекта интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, созданного при выполнении работ по муниципальному контракту.

Вернемся к схеме процесса, в которой теперь усиливаются работы при подготовке КД в части определения прав сторон на разрабатываемый продукт.


Какие возможны варианты?

Рассмотрим вариант, когда создается абсолютно новая ИС. В данном случае все права, согласно общему правилу Гражданского кодекса РФ, если муниципальным контрактом не предусмотрено иное, принадлежат исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим муниципальный контракт лицом.

Таким образом, в муниципальном контракте в обязательном порядке необходимо указывать, кому конкретно в результате выполненных работ будут принадлежать исключительные права на созданный объект.

Предметом данного муниципального контракта являются только работы или услуги, в результате которых создается объект интеллектуальной собственности. При этом документы, полученные в результате исполнения контракта, не могут подтверждать исключительное право на созданный объект, но они могут являться правовым основанием для получения указанных прав.

В данном случае заказчику на вновь разработанный продукт, после выполнения исполнителем условий муниципального контракта, необходимо заключить договор отчуждения исключительного права, который позволит определить созданный объект, как продукт интеллектуальной собственности, а также осуществить бухгалтерский учет и включить ИС в реестр муниципальной собственности, как нематериальный актив.

Другой вариант, когда на рынке имеется готовая ИС с определенным количеством функции, так называемый «коробочный вариант». При покупке данного продукта, отношения между заказчиком и исполнителем устанавливаются лицензионным договором (лицензия), при этом у муниципального образования возникает только право пользования.

В соответствии с положениями ГК РФ, по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

В отношении нематериального актива уже не распространяется право оперативного управления (владение, распоряжение и пользование), а только право пользования. В данном случае получается «сложный» программный продукт, когда его определенная часть принадлежит исполнителю и используется муниципальным образованием на правах лицензионного договора, а вторая часть, специально разработанная для деятельности администрации, принадлежит уже заказчику.

Поднимать вопрос о соавторстве в данном случае нецелесообразно, в связи с тем, что прибыль от «коробочного варианта» должна соразмерно делиться между авторами. На данный вариант не пойдет исполнитель, так как это является его доходом. С другой стороны, финансирование из бюджета муниципалитета, в случае необходимости доработки получившегося продукта, будет только с одной стороны, что противоречит принципам соавторства.

Объединение «коробочного варианта» с дополнительными разработками в один программный продукт также не позволит в дальнейшем выделять бюджетные средства, так как часть системы используется органом местного самоуправления на правах пользования. При этом модернизация, актуализация или другая доработка данного продукта может привести к нецелевому использованию бюджетных средств. Вместе с тем, в деятельности муниципальных органов очень часто возникает необходимость по доработке объекта интеллектуальной собственности.

Выходом из данной ситуации является также заключение договора отчуждения исключительного права, но уже на часть программного продукта, который разработан по заказу муниципального образования. Данный договор позволит выделить и учесть нематериальный объект и использовать на него бюджетные средства.

И хотя договора о распоряжении исключительным правом, согласно действующему законодательству, подлежат государственной регистрации (порядок регистрации предусмотрен постановлением правительства РФ от 24.12.2008 № 1020), однако свидетельство о государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности не является правоустанавливающим документом. Оно всего лишь одно из доказательств принадлежности прав конкретному лицу.

Таким образом, в любом из представленных вариантов муниципалитету необходимо при создании объектов интеллектуальной собственности заключать договор отчуждения исключительного права, который направлен на легализацию результата интеллектуальной деятельности и его правовую охрану.

Об авторах: Маркина Людмила Николаевна, заместитель руководителя управления информатизации и связи администрации города Красноярска, в соавторстве с Морозовым Романом Валерьевичем, главным специалистом управления информатизации и связи администрации Красноярска

Статья подготовлена специально для по материалам доклада на конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов « »

Методические рекомендации

по заполнению электронного паспорта дома

в ПО «Объектовый учет» по Ленинградской области


  1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях исполнения Приказа комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области №3 от 13.03.2014 г.

  2. Система для заполнения Электронных паспортов «Объектовый учет» – информационная система, которая обеспечивает раскрытие информации ПП 731, ПП 1468, приказов исполнительной власти по Ленинградской области для ОГВ, ОМСУ населения и др.

  3. Система может использоваться организациями, органами власти для получения информации о техническом состоянии дома в виде отчетов, выгрузок.

  4. Срок предоставления данных о техническом состоянии МКД, во исполнение Приказа №3:
Для управляющих компаний до 1 ноября 2014 г.

  1. Порядок и принцип работы с ПО «Объектовый учет» в части заполнения Электронных паспортов домов.

    1. Требования к установленному браузеру для дальнейшей работы с системой
Работать с программой можно в любой обновленной версии широко используемых браузеров (IE 7.0, Opera 11, Chrome Mozila FireFox) . Рекомендуется использовать браузер Chrome. Установить бесплатную версию Chrome можно перейдя по ссылке https://www.google.ru/intl/ru/chrome/browser/ и нажав «Загрузить Chrome»:

Рисунок №1. Запуск браузера Chrome.

1.2 Аутентификация пользователя в системе

Для работы с программой необходимо выполнить следующие действия:

зайти на сайт https://object.ric-ul.ru/lenobl/

Рисунок №2. Регистрация нового пользователя при входе в систему.

При первом входе на сайт необходимо зарегистрироваться. Для этого нужно нажать на кнопку «Регистрация» или перейти по ссылке «формой регистрации» и заполнить данные по своей организации. Форма регистрации состоит из трех разделов: информация об организации, информация о руководителе, информация о пользователе. Все поля являются обязательными для заполнения.

Рисунок №3. Регистрация нового пользователя. Выбор организации о заполнение информации об организации.

После входа в окно регистрации необходимо в разделе общей информации выбрать из списка Организацию. Если Ваша организация отсутствует в списке, то поле «Выберите свою организацию» необходимо оставить пустым, т.е. «не указана» и заполнить все оставшиеся поля.

При выборе организации из списка, дома находящиеся в управлении, добавляются автоматически.

Рисунок №4 Регистрация нового пользователя. Заполнение разделов «информация о руководителе» и «Информация о пользователе».

Если при вводе значений в поля были допущены ошибки, система регистрации укажет, в каких именно полях требуется уточнение информации:

Рисунок №5 Регистрация нового пользователя. Сообщение о некорректном заполнении данных по организации.

Поле с неверно заполненными данными необходимо уточнить и повторно нажать на кнопку «Зарегистрироваться».

После того как Вы прошли процедуру регистрации, вы будете подтверждены администратором системы. В случае если организация не подтверждена необходимо обратиться к администратору системы по указанной в конце документа контактной информации.

Рисунок №6 Регистрация произведена успешно.
Рисунок №7 Сообщение в случае, когда данные по организации не подтверждены администратором системы.

По результату подтверждения регистрации на почтовый ящик E-mail будет отправлено письмо с текстом «Статус пользователя в системе был изменён на «Активен». После этого можно работать в системе.

1.3. Основной интерфейс и порядок работы.

При входе в систему пользователь попадает на стартовый экран:

Рисунок №8 Главная страница при входе в систему.

В левой части экрана находится боковое меню, содержащее в себе ссылки на основные разделы системы:


  • Личный кабинет. Содержит разделы для работы с пользователями и смены информации об организации

  • Мои объекты. Содержит список объектов, находящихся в обслуживании данной организации, а также инструменты их настройки/редактирования

  • Объекты. Содержит список всех объектов и строений в системе

  • Организации. Содержит информацию о зарегистрированных в системе организациях

  • Тарифы. Содержит тарифы на предоставляемые и потребляемые услуги

  • Начисления/оплата. Содержит список услуг, предоставляемых населению, а также информацию о них

  • Работы. Содержит список работ, сгруппированных по объектам, группам работ, видам работ, планам, выполнению и сальдо

  • Капитальный ремонт. Содержит основные элементы работы с модулем капитального ремонта

  • Отчеты.
В случае необходимости можно изменить информацию о пользователе или добавить новых пользователей по своей организации в систему через пункт бокового меню «Личный кабинет», подпункт «Списки пользователей».

Изменить/дополнить данные о компании можно перейдя во вкладку «Паспорт организации».

Для публикации данных на портале УК, необходимо заполнить информацию на странице «Данные об организации для сайта» и в предложенной форме в поле «Раскрывать информацию» поставить флажок.

Рисунок №9 Личный кабинет организации. Добавление новых пользователей. Изменение данных по организации.

Рисунок №10 Личный кабинет организации. Заполнение поля «раскрывать информацию».

1.3.1 Добавление объектов находящихся в управлении

Работу с системой необходимо начинать с заполнения списка обслуживаемых объектов (пункт бокового меню «Мои объекты»). Если при заполнении регистрационной формы вы выбрали свою организацию из выпадающего списка, то объекты, находящиеся в управлении будут уже добавлены. Вам необходимо только проверить перечень добавленных объектов, в случае обнаружения расхождений по перечню МКД необходимо:

1.сообщить на электронную почту указанную в конце инструкции;

2. если какие-то МКД отсутствуют, то их необходимо добавить;

Рисунок №11 Добавление объекта, находящегося в управлении или на обслуживании.

Для добавления нового объекта необходимо воспользоваться кнопкой «+Добавить» в верхней части раздела. Добавление объекта происходит в три этапа:

Рисунок №11 Первый этап. Ввод основных данных.

Рисунок №12 Второй этап. Уточнение адреса строения

Рисунок №12 Третий этап. Уточнение данных объекта

1.3.2. Заполнение электронного паспорта объекта.

Переход в паспорт объекта для внесения данных осуществляется нажатием не иконку «еще».

Рисунок №13 Переход в паспорт объекта.

После нажатия на клавишу откроется меню «Страницы для объекта» Откроется окно «Страницы для объекта»

Рисунок №14 Меню «Страницы для объекта». Пункт меню «Технико-экономические показатели».

Переход к технико-экономическим показателям осуществляется посредством выбора соответствующей ссылки в представленном меню. Для удобства заполнения можно воспользоваться кнопкой «Заполнить из паспорта объекта», в этом случае в технико-экономические показатели объекта будут перенесены все имеющиеся в паспорте объекта данные. После чего технико-экономические показатели необходимо проверить, при необходимости откорректировать и дополнить недостающие поля.

Рисунок №15 Технико-экономические показатели объекта. Заполнение данных из электронного паспорта дома. Редактирование объекта.

Режим редактирования откроется после нажатия кнопки «Изменить»

Интерфейс редактирования информации для отчета по технико-экономическим показателям представлен ниже:

Рисунок №16 Заполнение данных по технико-экономическим показателям объекта

Рисунок №17 Заполнение данных по технико-экономическим показателям объекта

Рисунок №18 Заполнение данных по технико-экономическим показателям объекта

Рисунок №19 Заполнение данных по технико-экономическим показателям объекта

Рисунок №20 Заполнение данных по технико-экономическим показателям объекта

Рисунок №21 Заполнение данных по технико-экономическим показателям объекта

Рисунок №22 Заполнение данных по технико-экономическим показателям объекта

Рисунок №23 Заполнение данных по технико-экономическим показателям объекта

1.3.3 Формирование отчетных форм согласно Приказа комитета жилищного надзора и контроля Ленинградской области №3

После успешного заполнения всех необходимых полей в форме для отчета по технико-экономическим показателям, для формирования станут доступны отчеты (форма 1, форма 2, форма 3) :