Личное информационное пространство. Увеличение информационного потока и необходимость оперирования все большим количеством информации вынуждает нас разумно

Определение 1

Точного определения информационного пространства не существует. Чаще всего под термином «информационное пространство» понимают логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру.

Основными компонентами информационного пространства являются:

  • информационные ресурсы;
  • средства информационного взаимодействия;
  • информационная инфраструктура.

Информационные ресурсы

Определение 2

Совокупность всей информации, которая накоплена человечеством в ходе развития науки, культуры, образования и практической деятельности, называют информационными ресурсами.

Пользователь может не только использовать созданные другими людьми информационные ресурсы, но и сделать доступными для других результаты своего труда. Например, можно создать собственный веб-сайт или разместить свои документы (фотографии, презентации, текстовые файлы, аудио- и видеозаписи и др.) на блоге.

При размещении информации для общего доступа следует обратить внимание на такое свойство информации, как достоверность, учесть, что информация не должна унижать честь и достоинство других людей и не должна носить угрожающий характер. Также категорически запрещено (и даже преследуется по закону) пропагандировать насилие, терроризм, национальную рознь и т.п., а также распространять материалы, которые содержат компьютерные вирусы.

Средства информационного взаимодействия

Современные средства информационного взаимодействия – средства телекоммуникаций на уровне объединения компьютерных сетей и средств различного вида связи (телефонной, телевизионной, спутниковой). Комплексы, которые используют эти средства, могут объединяться в системы передачи и приема для обеспечения информацией целых регионов страны. Общение через локальные или глобальные компьютерные сети может проходить в реальном времени (так называемая синхронная телекоммуникационная связь) и с задержкой во времени (так называемая асинхронная телекоммуникационная связь).

Информационная инфраструктура

Определение 3

Информационная инфраструктура – система организационных структур, подсистем, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Информационная инфраструктура включает:

  • информационные центры, подсистемы;
  • банки данных и знаний;
  • системы связи;
  • центры управления;
  • аппаратно-программные средства;
  • технологии обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации и их объединение.

Главное предназначение информационной инфраструктуры – обеспечение доступа потребителей к информационным ресурсам.

Примерами информационной инфраструктуры являются такие общеизвестные сферы как:

  • Интернет;
  • дистанционное образование;
  • сетевые средства массовой информации;
  • реклама, пиар.

К информационному пространству могут также относиться:

  • банки и базы данных, а также технологии их сопровождения и использования;
  • информационные телекоммуникационные системы, которые функционируют на основе общих принципов и обеспечивают информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей .

Организация индивидуального информационного пространства

Индивидуальное информационное пространство формирует сам пользователь:

  • во время установки необходимого ему программного обеспечения на ПК;
  • создавая текстовые, графические и другие документы;
  • при переносе (копировании) на свой ПК информации, которая хранится на различных устройствах внешней памяти или в сети Интернет (фотографии, тексты, музыкальные файлы, видеофильмы и др.);
  • сохраняя на своём ПК ссылок на необходимые сетевые ресурсы и т. д.

Если компьютер автономный (не подключен к локальной или глобальной сети), то информационное пространство пользователя ограничено лишь теми программами и данными, которые размещены на этом ПК. Если же компьютер имеет доступ к какой-либо сети, то информационное пространство пользователя становится практически безграничным.

Определение 4

Информационные ресурсы, которые доступны пользователю при работе на ПК, называют индивидуальным информационным пространством пользователя.

Для организации своего индивидуального информационного пространства пользователь может выполнять установку программного обеспечения на ПК, в ходе работы создавать документы различных типов (текстовые, графические, видео и др.), сохранять (переносить, копировать) на свой ПК необходимые файлы с различными данными (тексты, музыку, фотографии, фильмы и т.п.), сохранять на своем ПК ссылки на сетевые ресурсы, настраивать под свои требования программы для создания документов, веб-браузеры и т.д.

Рисунок 1.

Определение 5

Иначе говоря, информационное пространство пользователя – это информационные ресурсы (файлы с программами, документами, веб-сайты, фотографии, видеофрагменты и др.), которые доступны пользователю при работе на ПК.

Индивидуальное информационное пространство пользователь формирует также с помощью настройки пользовательского интерфейса операционной системы и программ.

Настройка программного продукта – это изменение его свойств, которое выполняется с целью:

  • адаптировать программный продукт к техническим средствам компьютера;
  • наиболее полного удовлетворения потребностей пользователя, а возможно, и выполняющихся программ;
  • повысить эффективность функционирования программного продукта или его оптимизации по выделенным показателям качества (например, быстродействия).

У каждого пользователя есть привычки при работе на компьютере. Например, многие пользователя для быстрого доступа к программе, диску или папке создают на рабочем столе соответствующий ярлык. Ярлыки программ также часто размещают на панели быстрого доступа.

К организации индивидуального интерфейса можно отнести такие настройки как: скорость доступа к данным, внешний вид окон, содержательность окон, скорость работы компьютера.

Большую часть настроек пользователь может обнаружить в специализированной папке «Панель управления», с помощью которой можно управлять ресурсами системы, менять настройки оборудования (монитора, клавиатуры, мыши, звукового сопровождения и т.д.).

Пользователю доступны также настройки вида окон.

Представление каждого пользователя о собственном информационном пространстве так же разнообразно, как и сами пользователи. С опытом работы на компьютере каждый пользователь способен будет сам определить как организовать свои данные на компьютере, чтобы ему было комфортно работать с ними.

Пришло время поговорить на тему, что такое личное информационное пространство. Как его сформировать тому, кто не силен в программировании Web-сайтов и приложений.
Вариант 1 :
Если вы хотите иногда публиковать свои мысли и разработки, то вам достаточно воспользоваться уже имеющимися блог-платформами для педагов и не изобретать велосипед.
Для этого вам подойдут бесплатные платформы:

Правда при этом ни одну из ваших страниц нельзя будет назвать полноценным сайтом, потому как в примитивном определении, сайт – это набор веб-страниц объединенных одним доменом или субдоменом.

Вариант 2 :

Если вы все-таки хотите создать полноценный собственный сайт, то нужно помнить, что он должен быть уникальным и от вас потребуется минимальных финансовых вложений.

Остановимся на втором варианте.

Определитесь с контентом, которым вы будете наполнять свой сайт. Контент должен быть уникальным, заинтересовывать посетителя, заставлять его снова и снова возвращаться на ваш сайт.

Личный опыт

История создания моего сайта уходит в далекий 2013 год. Когда было можно каждому учителю создавать свой сайт. Просто, чтобы был. Однако сейчас уже другие времена. И мой сайт – это мое имя – мое пространство, которое рассказывает обо мне как педагоге, помогает посетителям получать новую информацию. Плюс современные сайты должны успешно адаптироваться под экран мобильного устройства и завлекать посетителей своим дизайном, простые текстовые разметки мало кого уже заинтересуют.

И, главное, золотое правило! Пользователей должен находить нужную ему информацию в 2-3 клика, иначе он уйдет искать доступную информацию в другом месте.

Зоны моего портала сейчас

  • Главной сайт учитель21века.рф – точка выхода на основные ресурсы, а именно: блог, тематические блоки по предмету, структурированные страницы с педагогическими наработками, банк заданий ОГЭ/ЕГЭ по информатике.
  • Блог московского учителя блог.учитель21века.рф – статьи, идеи и заметки от автора портала. В нем представлены передовые методические разработки в области педагогики, анализ законодательной базы и нормативных актов связанных с образованием.
  • Банк заданий детям.учитель21века.рф – этот ресурс представляет собой структурированный актуальный открытый банк задач ФИПИ по информатике, а также имеет новостную ленту для учащихся школы 2051 г. Москва по информатике.

Он же предостережение! Определите перечень необходимых элементов, которые обязательно должны быть на вашем сайте.
Вот несколько важных на мой взгляд инструментов:

  • Кнопка наверх
  • Многостраничночть
  • Возможность вставки произвольного html-кода
  • Возможность работы с таблицами
  • Фото-альбомы
  • Комментарии
  • Отзывы
  • Счетчики посещаемости и сообщений
  • Версия для слабовидящих
  • Элементы анимации
  • Подписки на рассылку
  • Уведомление об использовании Куки-файлов

Мой сайт, каждая его зона, базируется на разных платформах, что делает достаточно трудным навигацию по сайту и его администрирование.

Используются конструкторы:

Конечно в совокупности они создают ощущение, единого тематического стиля, неплохое соотношение цена-качество. Однако всем этим ужасно неудобно управлять. Приходиться делать огромное количество надстроек в html-коде, что сказывается на загрузке сайта.

Немного о каждом конструкторе:

  1. Reg Web Builder . Плюс то, что Вы можете работать со всем полем сайта, неплохо работает с html-кодами. Минус – трудная иерархия страниц, переключение между страницами, при создании более 20 страниц сайта тяжело формировать навигацию по ним в меню администрирования. Вывод – идеально подходить для сайта-визитки педагога и малостраничного сайта.
  2. Google Site – простой и удобный интерфейс конструктора, легкая встраивание сервисов Google, однако возможность работы с html-кодом стремиться к нулю. При этом поддержка старой версии конструктора прекратиться в 2018-2019 году, а новая версия сайтов не поддерживает подключение собственного домена.
  3. Blogger – бесспорным плюсом является его бесплатность. Также вы можете полностью переработать CSS-шаблон, есть некоторые полезные приложения и полная совместимость со всеми кодами, в том числе Java-script. Однако интерфейс позволяет создавать страницы только в двух категориях (пост и страница). Идеален для блога, но не более того.

Создание личного информационного пространства ученика и учителя В условиях современного динамичного развития общества и быстро развивающейся его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация.ru Руководитель проекта Сидиков Марсель 9А класс Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Webресурс учителя на котором расположены...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Н.А.Полещук

Создание личного информационного пространства

ученика и учителя

В условиях современного динамичного развития общества и быстро развивающейся его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В современный период развития общества, характеризующийся коренными изменениями социально-экономической, политической и других сферах, целью образования становится формирование творчески мыслящих учащихся, обладающих высокой информационной культурой, способных быстро адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Необходимость разработки новых подходов к обучению диктуется неудовлетворенностью общества его качеством. Изменение условий жизни общества неизбежно вызывает совершенствование образовательных концепций.

Образование ученика — это социальный заказ общества, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно.

Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в развитии способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования; формирования научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы человека.

Психологи выделяют следующие личные пространства человека: телесное, предметное, пространство, информационное пространство, эмоциональное пространство, время. Личное информационное пространство является обязательным атрибутом человека XXI века, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции. Создание информационного пространства направлено на
информационное взаимодействие между субъектами,
удовлетворение их информационных потребностей.

Реализация проекта «Информатизация системы образования» позволяет педагогическому и ученическому коллективам гимназии №93 активно использовать новейшие технические достижения и технологии в урочной и внеурочной деятельности. Качественное изменение методов и способов управления гимназией связано с переходом на автоматизированные рабочие места администрации, школьного психолога, библиотекаря, учителей и с созданием принципиально новой системы управления, основанной на активном и гибком управлении учебным процессом на основе мониторинга с помощью компьютерных технологий. Активно ИКТ используются в административной деятельности, делопроизводстве, в школьной библиотеке.

Сайт гимназии - живой организм, который растёт и изменяется. В процессе работы по реализации проекта «Информатизация системы образования» в совете старшеклассников министерство печати было переименовано в министерство информации. Учащиеся выпускают гимназическую газету «Ритм» (шеф-редактор Чурякова Нурзида 10А класс) и работают с материалами сайта www.gimnazija93kazan.edusite.ru (Руководитель проекта Сидиков Марсель 9А класс)

Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Таким образом, информатизация учебно-воспитательного процесса гимназии позволяет эффективно оказывать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании учителем таких педагогических технологий, как: метод проектов, исследовательский метод, разноуровневая технология организации учебного процесса на основе новой 12-балльной системы оценивания.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Сеть перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Она стала местом, где ученики находятся постоянно, где они совершают действия при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать вместе.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели. Web-ресурс учителя, на котором расположены тесты для интерактивного компьютерного тестирования, творческие работы и материалы к урокам математики. Он является своеобразным электронным портфолио учителя. Сайт дополнительная возможность внедрение информационных технологий в практику учителя – предметника.

Обучающий сайт учителя одна из форм создания информационноного пространства (www.flash-ka.edusite.ru ). Имея свой сайт, учителю можно решить множество задач. Общение с учащимися выходит на значительно другой уровень.

Важно отметить, что в данном конструкторе сайтов предусмотрена страница оформления тестов, работая с которыми ученик получает информацию о верных ответах на вопросы. Предусмотрено, что ответы ученика могут отправляться на почтовый ящик учителю. Данная форма работы расширяет возможности учителя в условиях подготовки к ЕГЭ.

Интернет, прежде всего, важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности.

Портал «Сеть творческих учителей» создан для педагогов, интересующихся возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. На портале можно зарегистрироваться и принимать участие в обсуждении проблем, обмениваться опытом с коллегами. Адрес портала: it-n.ru.

Личное информационное пространство учащихся формируется на базе персональных компьютеров. Близкий вариант – создание учеником своего личного статичного веб-сайта на базе одного из многочисленных бесплатных хостингов. В этом случае ученик создает и хранит свои документы на удаленном сайте. Упрощение процедуры публикации, доступность различных сервисов приводит к тому, что наблюдается переход от понятия "школьный сайт" к понятию "личный сайт ученика". Этот личный сайт ученика служит личным информационным учебным пространством.

Само появление понятия – личное учебное пространство – отражает изменение отношения к тому, что делает ученик. От бумажного портфолио с дипломами и грамотами, осуществляется переход к модели, в которой ученик более ответственен за свое обучение, сам собирает и представляет не только свои конечные, но и промежуточные результаты своей деятельности.

Последнее десятилетие поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Всё это позволит формировать положительную мотивацию учебной деятельности, осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика, индивидуализировать процесс обучения, создать надежную систему мониторинга усвоения знаний, осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика, повышать педагогическую квалификацию учителя.

Литература:

Сыромятникова Л.М., «Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении»,/ Л.М. Сыромятникова –М, Глобус, 2009

Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б., Повседневная сетевая культура как решение классификационных задач// «Образовательные технологии и общество», 2007

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11227. Создание информационного пространства по пониманию инвалидности и инклюзивного образования 7.69 KB
Из 450 000 детей с ограниченными возможностями здоровья в России только 170 000 учатся или лишь формально числятся в общеобразовательных школах. детей имеются особые образовательные потребности. В России нет законодательства требующего полного включения детей с инвалидностью в обычные школы. Наконец сами родители не владеют полной информацией о правах детей на получение образования и путях реализации этих прав.
11705. Создание единого информационного пространства образовательного учреждения (на примере факультета управления и психологии кубанского государственного университета) 1.22 MB
Цель исследования – повышение эффективности научно-исследовательской и образовательной деятельности на факультете управления и психологии КубГУ за счет использования информационных технологий.
17828. Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика 47.16 KB
Охарактеризовать процесс формирования личности ученика начальной школы. Изучить особенности личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности ученика. Исследовать то, как личность педагога и ее качества влияют на формирование личности младшего школьника.
5251. Создание информационного банка данных 2.13 MB
Для создания новой таблицы следует выбрать пункт меню File New Tble. Для создания вторичных индексов используется меню Secondry Indexes в выпадающем списке. Для создания связей между таблицами Student и Komnts используется меню Referentil Integrity в выпадающем списке Tble Properties...
11225. Знание английского языка как составляющая конкурентноспособности и успешности современного ученика 6.69 KB
Исторически сложилось так что английский язык стал языком не только международного общения но и языком средствами которого реализуются самые передовые технологии программирование проектирование нанотехнологии интернет и т. Кроме того современные технологии производства также требуют знания английского языка потому что команды обеспечивающие работу на производстве нередко бывают интернациональными или имеют зарубежных консультантов и потому профессиональные знания английского языка жизненно необходимы. Что может обеспечить...
1184. Теоретические основы и сущность личного страхования 26.16 KB
Актуальность страхования жизни на сегодняшний день осознаёт всё большее и большее количество граждан. Это в принципе естественно. Все мы хотим быть уверены, что в случае если с нами что случится, о наших близких позаботятся.
9335. Личное страхование. Основные категории личного страхования 13.4 KB
Договор личного страхования - гражданско-правовая сделка, по которой страховщик обязуется посредством получения страховых взносов, в случае наступления страхового случая возместить ущерб или произвести выплату страхового капитала, ренты и других услуг.
6630. Действия личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения 88.72 KB
Применение средств индивидуальной защиты входит в комплекс мероприятий защиты войск от ОМП и составляет содержание мероприятия по обеспечению безопасности личного состава при действиях на зараженной местности.Зараженные участки в зависимости от обстановки преодолеваются на технике и в пешем порядке с использованием средств индивидуальной защиты. Способы преодоления зараженной местности и порядок применения при этом средств защиты зависят от вида заражения характера погоды и огневого воздействия противника.По сигналу Радиационная опасность...
6623. Приемы и способы защиты личного состава от средств массового поражения 292.76 KB
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для сохранения боеспособности личного состава и обеспечения выполнения боевой задачи в условиях применения противником оружия массового поражения
8244. ГИГИЕНА ТРУДА ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ОБЪЕКТОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, РАДИОЛОКАТОРНЫХ СТАНЦИЙ 1.21 MB
После проверки исходного уровня знаний и рассмотрения теоретических вопросов по теме студенты пользуясь инструкциями изложенными ниже приложения 1 2 3 4 решают ситуационные задачи по оценке условий труда на РЛС: За приведенными формулами рассчитывают зоны формирования электромагнитного поля ЭМП вокруг антенны РЛС приложение 1. Рассчитывают плотность потока энергии ППЭ на указанном расстоянии от антенны с помощью формул приложение 2 и номограммы № 1 приложение 3. Диаметр раскрытия антенны L = 9 м. Коэффициент усиления...

Информационное пространство

Сегодня в Интернет уже существует доступная для экспериментов информационная база такого объема, который ранее трудно было представить. Более того, объемы этой базы превышают на несколько порядков все то, что было доступно десятилетие назад. В августе 2005 года компания Yahoo объявила о том, что проиндексировала около 20 млрд. документов. Прошлогоднее достижение компании Google составляло менее 10 млрд. документов, т.е. за один год количество открытой, доступной простому пользователю информации из Интернет удвоилось. По данным службы Web Server Survey в августе 2005 года количество Web-сайтов превысило 72 миллиона. Таким образом, приведенные данные подтверждают экспоненциальный характер роста информации.

Этот рост сопровождается рядом ряд проблем, таких как:

1) непропорциональный рост уровня информационного шума;

3) слабая структурированность информации;

4) многократное дублирование информации.

Традиционному Web к тому же присущи такие недостатки, как обилие «информационного мусора», невозможность гарантирования целостности документов, практическое отсутствие возможности смыслового поиска, ограниченность доступа к «скрытому» Web.

Информационное пространство - это совокупность результатов семантической деятельности человечества. Может пониматься как в переносном смысле, так и в идеалистическом, последний подход развивается в философии, а также в пара- и псевдонаучных исследованиях, тогда информационное пространство может пониматься как «мир имён и названий, сопряженный к онтологическому» (физическому).

Информационным пространством может также считаться совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих:

1) информационное взаимодействие организаций и граждан;

2) удовлетворение их информационных потребностей.

Строго говоря, информационное пространство, будучи одним из первичных понятий, не может быть точно определено. Чаще всего, этот термин понимают, как логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру.

Обычно считается, что информационное пространство-то же самое, что семантическое пространство. С практической точки зрения так оно и есть.

Основными компонентами информационного пространства являются: информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.

Проблема «знаний», скорее всего, никогда не будет сведена к какому-либо комплексу задач, которые можно было бы окончательно решить чисто технологическим путем. Напротив, она, видимо, потребует серьезных исследований в различных направлениях, в том числе и на достаточно высоком теоретическом уровне. Одним из центральных вопросов в этом плане, на наш взгляд, является отношение информационного и семантического пространства, чему, как правило, уделяется неоправданно мало внимания. В литературе их часто даже отождествляют, без всякого на то основания. То, что эти две категории никоим образом не тождественны, с очевидностью вытекает из различия их природы: информационное пространство образуют данные, физически записанные на тех или иных носителях, тогда как семантическое пространство порождают комплексы абстрактных понятий, связанных с субъективными оценками, даваемыми человеком. Наиболее естественным представляется определить сетевое семантическое пространство как множество единиц смысла, актуальных в данном социокультурном контексте и представленных в сети. Под единицей смысла мы, как обычно, понимаем элементарную категорию, позволяющую нам строить субъективные оценочные суждения о вещах и процессах, относящихся к окружающему нас миру. В реальной жизни между ними, безусловно, существует вполне определенная связь, но отыскание этой связи, по-видимому, представляет собой весьма нетривиальную задачу.

Основы поиска информации в Интернете.

Поиск информации - задача, которую человечество решает уже многие столетия. По мере роста объема информационных ресурсов, потенциально доступных одному человеку (например, посетителю библиотеки), были выработаны все более изощренные и совершенные поисковые средства и приемы, позволяющие найти необходимый документ.

Все найденные за много лет средства и приемы поиска информации доступны и эффективны и при поиске информации в Интернет.

Рассмотрим общую схему: автор создает документ. У пользователя возникает информационная потребность. Эта информационная потребность часто (как правило) даже не может быть точно выражена словами, и выражается только в оценке просматриваемых документов - подходит или не подходит. В теории информационного поиска вместо слова «подходит» используют термин «пертинентный документ», а вместо «не подходит» - «не пертинентный». Слово «пертинентный» происходит от английского «pertinent», что значит «относящийся к делу, подходящий по сути». Субъективно понимаемая цель информационного поиска - найти все пертинентные и только пертинентные документы (мы хотим найти «только то, что хотим, и ничего больше»).

Эта цель - идеальна и пока недостижима. Мы часто в состоянии оценить пертинентность документа только в сравнении с другими документами. Для того, чтобы было с чем сравнивать, необходимо некоторое количество непертинентных документов. Эти документы называются - «шум». Слишком большой шум затрудняет выделение пертинентных документов, слишком малый - не дает уверенности в том, что найдено достаточное количество пертинентных документов. Практика показывает, что когда количество непертинентных документов лежит в интервале от 10% до 30%, ищущий чувствует себя комфортно, не теряясь в море шума и считая, что количество найденных документов - удовлетворительно.

Когда документов много, используется информационно-поисковая система. В этом случае информационная потребность должна быть выражена средствами, которые «понимает» информационно-поисковые системы - должен быть сформулирован Запрос.

Запрос редко может точно выразить информационную потребность. Однако многие информационно-поисковые системы по причинам, описанным ниже, не могут определить, соответствует ли тот или иной документ запросу. Для решения этой задачи был введен синтетический критерий - степень соответствия документа запросу, который называется «релевантность». Релевантный документ может оказаться не пертинентным и наоборот.

Структура информационного пространства.

Структура - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. В структуру входит общая организация системы (предмета, процесса, явления), пространственное и временное расположение составных частей системы и т.д. Структуру образуют не любые связи и отношения, а прежде всего закономерные, сущностные. Наиболее важные связи и отношения (среди сущностных) называются интегрирующими; они воздействуют на другие закономерные связи, обусловливая общую специфичность структур в пределах системы.

Основными структурными составляющими информационного пространства в его синергетическом представлении являются информационные поля и информационные потоки.

Информационное поле - это совокупность всей сосредоточенной в данном объеме пространства-времени информации, безотносительно к ее форме и состоянию, находящейся в отрыве как от объекта отражения, так и от субъекта восприятия. Информационное поле образуется объективной, генетической и идеализированной информацией. Движение информации в информационном поле осуществляется посредством физической связи между реципиентом и источником информации, материализованной в информационном потоке.

Информационный поток представляет собой в общем случае совокупность информации, перемещающейся в информационном пространстве по каналу коммуникации. Информационные потоки могут протекать как внутри отдельных инфосфер, так и между ними, в зависимости от наличия каналов коммуникации. При этом содержательный характер информационного потока находится в зависимости от характеристик канала коммуникации, так для передачи информационного потока о графическом объекте необходимо использовать канал коммуникации, обеспечивающий передачу зрительных образов (изображений), в противном случае неизбежны неточности и искажения содержания передаваемой в информационном потоке информации и ее восприятия реципиентом.

В организационно-техническом аспекте структуру информационного пространства составляет совокупность баз и банков данных, технологий их ведения использования, информационно-телекоммуникационных систем, сетей, приложений и организационных структур, функционирующих на основе определенных принципов и по установленным правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие пользователей, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Информационная система представляет собой организационно упорядоченную совокупность специалистов, информационных ресурсов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы - получение входных данных. Обработку этих данных и / или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей / отношений), выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей / отношений).

Информационные системы условно подразделяют на простые и сложные.

Простая информационная система - система, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимно непротиворечивым множеством аксиом.

Сложная информационная система - система, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными друг от друга множествами аксиом. При этом допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимопротиворечивые правила и цели. Нарушение защитных барьеров во взаимодействии элементов сложной системы друг с другом приводит к перепрограммированию этих элементов и / или их уничтожению.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий включают в себя программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.

В состав технологических и организационных компонентов информационного пространства в обобщенном варианте входят:

1) Информационно-телекоммуникационная инфраструктура - территориально распределенные в стране (странах, мире) компьютеры, связанные между собой в сети средствами связи и телекоммуникации.

Информационная инфраструктура - это среда, которая обеспечивает возможность сбора, передачи, хранения, автоматизированной обработки и распространения информации в обществе. Информационная инфраструктура общества образуется совокупностью:

a) информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи;

b) систем формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов; системы обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационным системам, сетям связи и информационным ресурсам;

c) индустрии информационных услуг и информационного рынка;

d) систем подготовки и переподготовки кадров, проведения научных исследований.

2) Информационные ресурсы на машинных носителях, прежде всего - специализированные информационные массивы в виде автоматизированных баз данных, а также информационные ресурсы, распределенные по WEB-сайтам в сети Internet. К информационным ресурсам относятся отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, базах знаний, других информационных системах). Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Существует ряд особенностей, которые отличают информационные ресурсы от других видов ресурсов:

a) они не потребляемы и подвержены не физическому, а моральному износу;

b) они по своей сути нематериальны и несводимы к физическому носителю, в котором воплощены;

c) их использование позволяет резко сократить потребление остальных видов ресурсов, что в конечном итоге приводит к колоссальной экономии средств;

процесс их создания и использования осуществляется с помощью компьютерной техники.

3) Методы и средства прикладной математики - алгоритмы и программные средства (комплексы), обеспечивающие функционирование аппаратных платформ (систем).

4) Организационные меры, обеспечивающие функционирование компонентов информационного пространства (конференции, деятельность рабочих групп специалистов и др.).

5) Правовые меры (нормы) - информационное законодательство, международные соглашения и договоры, другие национальные и международные нормативные правовые акты.

6) Рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг.

Информационное пространство социальных систем включает в себя следующее:

1) Единицы информационного пространства, генерирующие информацию:

a) в СМИ - групповые коммуникаторы (редакции СМИ) и ключевые коммуникаторы (коммуникаторы, непосредственно включенные в редакции СМИ, персонифицирующие информацию данного СМИ);

b) ньюсмейкеры (англ. Newsmaker - букв. «творец новостей») - лидеры общественного мнения (политики, лидеры экономики, представители культурной элиты и др.);

c) эксперты (интерпретаторы) - специалисты, активно и профессионально работающие с информацией, от их комментариев (интерпретации) зависит характер и форма информационных потоков (политологи, экономисты, социологи и др.);

d) лидеры мнений - достаточно активные люди, в отличие от вышеперечисленных категорий не завязанные на определенные каналы распространения информации, имеющие совокупную потребность в распространении информации (в малых и средних социальных группах);

e) производители специальной информации (театр, кино, реклама во всех ее проявлениях вне СМИ, мода, товары, деньги (в массовых коммуникациях), архитектура и т.п.).

2) Каналы коммуникаций:

a) формируемые СМИ и МК (печатные, электронные и иные носители);

b) каналы межличностных коммуникаций (межличностное общение);

c) специализированные - направленные на узкие группы - профессиональные, элитарные и т.п. (специализированные профессиональные издания, частично - Internet);

d) остальные (товарно-денежные каналы).

3) Области - в социальных системах формируются по определенным социально-психологическим принципам, включаются в определенную сеть (информационные каналы). Области, включенные в определенные каналы в данный момент времени, могут пересекаться; различают также области, не включенные в канал(ы), но находящиеся под влиянием контекста, общего ритма информационных процессов и синхронизирующиеся через вторичные воздействия.

По отношению к информации области (в социальных системах) делятся на:

a) генераторы информации (суперноваторы) ~ 3%;

b) новаторы (быстро воспринимают новое от генераторов) ~ 15%;

c) центр (умеренные новаторы / умеренные консерваторы) ~ 30%;

d) суперконсерваторы (практически не воспринимают изменений за счет жестких внутренних барьеров на все новое) ~ 15%.

К одному из таких компонентов, в частности, относится виртуальная реальность, формируемая в виде виртуальных аналогов реальных объектов и процессов (например, чаты и форумы, электронный банкинг, система электронной торговли, геоинформационные системы, системы электронного документооборота, системы автоматизированного проектирования и моделирования физических процессов и т.п.), которые базируются на соответствующих программно-аппаратных платформах и информационно-телекоммуникационных сетях и системах связи. Которая воспринимается человеком(пользователем) как модель-заместитель действительной реальности или же как некая реальность, первичная по отношению к объективной реальности.

Массовое создание интегрированных в глобальное информационное пространство таких информационных ресурсов, как WEB-сайты и публикации материалов в режиме «онлайн» (от англ. on-line - «на линии»), порождают ситуацию, когда пользователи не могут извлечь из этого выгоду, так как количество информационных ресурсов, содержание которых им необходимо контролировать, становится слишком большим. Тем самым важная для пользователей информация (в принципе доступная в информационном пространстве) технически не доступна, так как это требует слишком больших затрат времени и / или денег на «обход» нужных ресурсов. В результате наблюдается появление качественно новых изменений в структурировании информационного пространства. Эти изменения заключаются в «профессиональной сегментации» информационного пространства глобальных информационных сетей, прежде всего - Internet. Члены определенного профессионального сообщества используют общий стандарт на представление в режиме онлайн своих ресурсов. Это позволяет им запустить сетевой сервис, который с заданной регулярностью собирает добавления / обновления с частных информационных ресурсов (WEB-сайтов) в единую базу данных. Если в эту систему ресурсов включены все информационные ресурсы профессионального сообщества, то контроль за поступлениями в эту интегральную базу данных заменяет контроль содержания исходного множества ресурсов.

Массовая «профессиональная сегментация» информационных ресурсов в глобальных сетях в принципе дает существенные преимущества. Она возможна прежде всего там, где есть достаточно большие профессиональные сообщества (или группы по интересам), члены которых ведут свою информационную активность в режиме онлайн.

Таким образом, информационное пространство - довольно обширное понятие, которое разные исследователи трактуют по-разному, но большинство ученых сходится в том, что информационное пространство - это виртуальные возможности получения и использования информации, часть того что мы осязаем и видим.

Одним из перспективных направления является создание и развитие информационного пространства научных коммуникаций, призванного обеспечить инфо-коммуникационную поддержку процесса научных исследований. Далее рассмотрим подробнее структуру и функции информационного пространства научных исследований.

Инфо-ое пространство - совокупность объектов, вступающих друг с другом в инфо-ое взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие. Инфо-ое прост-во образуется инфо-ми ресурсами, средствами инфо-ого взаимодействия и инфо-ой инфраструктурой.

Признаки информационного пространства:

1) Действие единых принципов и общих правил для всех субъектов информационного взаимодействия при разумном сочетании государственного регулирования и саморегулирующихся начал в формировании и развитии единого информационного пространства

2) Обеспечение безопасного информационного взаимодействия государства, организаций и граждан

3) Максимально полное удовлетворение информационных потребностей субъектов на всей территории государства

4) Равнодоступность субъектов информационного взаимодействия открытым информационным ресурсам

5) Сохранение баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета.

Объекты информационного пространства:

а) информационные ресурсы

б) информационная инфраструктура:

Информационно-телекоммуникационная структура (государственные и корпоративные сети и различные системы)

Информационные и компьютерные технологии

Система СМИ

Организационные структуры (обеспечивают формирование и развитие единого информационного пространства).

Виды информационных пространств:

1) Экологический

2) Правовые пространства

3) Экономические

4) Политические.

Уровни информационных пространств:

1) Глобальный

2) Межнациональный

3) Республиканский (национальный).

13. Понятие, определение и особенности информационного общества.

В соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разновидность постиндустриального общества.

информационное общество - общество особое, не известное истории. Перечислим его основные особенности и характеристики*(3).

Характерные черты информационного общества:

решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, то есть разрешено противоречие между "информационной лавиной" и "информационным голодом";

обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

главной формой развития является информационная экономика;

в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологий;

информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

14. Единое информационно-правовое пространство Республики Беларусь и СНГ.

Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 года послужило основой формирования единого информационно-правового пространства в рамках СНГ. Стороны обеспечивают обмен правовой информацией путем электронной передачи документов в рамках специально разработанного тематического перечня. Обмен правовой информацией происходит с помощью системы межгосударственного обмена правовой информацией. Данная система создается и работает на основе эталонных банков данных правовой информации.

Информационно-правовое пространство РБ формируется на базе государственной системы правовой информации (ГСПИ).

15. Информационные ресурсы: понятие, виды, особенности правовой охраны.

Информационный ресурс (ИР) – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации информационных систем.

Классификация:

1) По ведомству, которое создало информационный ресурс.

2) По обладателю.

3) По наименованию.

4) По типу:

Информационно-поисковая система (ИПС)

Вебсайты

Компьютерные игры

База данных

5) По источнику финансирования:

Бюджетные

За счет собственных средств

Средства юридических лиц

Зарубежные ресурсы.

6) По территории (области РБ, Минск, зарубежные).

7) По дате создания.

Основная классификация (по статусу):

Государственные ИР

Негосударственные ИР.