Основы информационной культуры студентов. Программа «Основы информационной культуры у младших школьников Гендина косолапова основы информационной культуры школьника


Создание В течение многих их лет с учащимися школы 37 г. Ленинска-Кузнецкого проводились занятия по библиотечно-библиографической культуре. Новый курс «Основы информационной культуры школьникам позволил по-новому раскрыть темы традиционных библиотечных занятий. В работе с учащимися используются различные методические приемы: обзоры, экскурсии, практические занятия, сообщения, самостоятельные работы, тесты.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА 1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. 2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации различных видах изданиях:(книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. 3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. 4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.




1. Информационная культура школьника. Основные понятия Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса. Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).






3. Информационные ресурсы современного общества Общие представления о разнообразии информационных потоков. Документальные источники информации. Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы. Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно- популярная и справочная литература). Значение вторичных источников информации.


4. Библиотека - информационный центр школы Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека. Основные понятия о справочно- библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа). Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов. Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку. Практические занятия.


5. Методы работы с книгой Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление). Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования). Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).


6. Простейшие формы переработки информации Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение. Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями. Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты). Правила оформления.




Вопросы тестов ТЕСТ 1 по теме: «История возникновения информационных ресурсов общества» 5. Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии состояла из: а) папирусных свитков; б) пергаментных книг; в) глиняных табличек. 6. Самая известная библиотека древности находилась: а) г. Александрия, Египет; б) г. Пергам, Малая Азия; в) г. Ниневия, Ассирия. Ключ к тесту: 1. А, Б, В. 2. А. 3. В. 4. Б. 5. В. 6. А. 7. Б. 8. Б. 9. В. 10 Б. 11.Б

Программа «Основы информационной культуры у младших школьников» 1- 4 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача – научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации , используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационого общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной грамотности».

В условиях перехода к информационному обществу в одном ряду с умением писать , читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:


  1. Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения.

  2. Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками.

  3. Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных на уроках.
Цель данного курса – вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом и научиться ориентироваться в библиотечном пространстве.

Курс рассчитан на 8 часов.

По окончанию начальной школы учащиеся смогут:


  • знать правила пользования библиотекой;

  • знать основные элементы книги;

  • уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;

  • уметь пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями для младших школьников;

  • уметь выбирать книги на открытом доступе и т.д.

п/п

Наименование темы

Количество часов

Начальная школа.

1 класс

1.

Библиотека – дом, где хранятся книги.

1

2.

Правила и умение обращаться с книгой.

1

Всего занятий:

2

2 класс

1.

Книга – великое чудо.

1

2.

Выбор книги в библиотеке .

1

Всего занятий:

2

3 класс

1.

Структура книги.

1

2.

Создаем библиотеку.

1

Всего занятий:

2

4 класс

1.

Твои первые энциклопедии. Справочная литература.

1

2.

Работа с книгой.

1

Всего занятий:

2

Всего занятий за год:

8

Программа «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 5-11 классов.
Авторы: Бединская Е. – зав. библиотекой общеобразовательной школы г. Ленинска-Кузнецкого;
Казакова О.С. – зав. библиотекой Юргамышской средней школы;
Матьюкова В.Н. – библиотекарь Юргамышской средней школы, Слепнева Т.М. – библиотекарь Юргамышской РЦБ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

5 – 11 классы.
В основе программы использована программа «Основы информационной культуры школьника» Е. Бединской, зав. библиотекой общеобразовательной школы №37 г. Ленинска-Кузнецкого.

Динамичность процесса информатизации общества, повышение требований к образовательному уровню актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.

Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющим самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей , имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Учитывая все возрастные особенности школьников, следует выделить несколько задач курса:


  1. Дать представление учащимся о современных технологиях.

  2. Владеть навыком самостоятельного выбора книг, уметь найти книги в библиотеке, пользуясь книжными выставками, рекомендательными списками, каталогами, полками открытого доступа, электронным каталогом.

  3. Познакомить с разными видами справочной литературы . Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий.

  4. Научить учащихся работать с источниками информации, находящейся на различных носителях. Уметь находить информацию, пользуясь диапроектором, эпипроектором, аудио- и видео магнитофонами, дисками, CD-ROM, электронными учебниками, Интернетом.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создаёт более благоприятные условия для продолжения информационного образования.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

Курс рассчитан на 25 часов. Отдельные темы в программе повторяются, это оправдано усложнением материала и форм работы с учётом возрастных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника // Школьная библиотека.- 2002.-№3

  2. Андрианова Л.М. Информационные, культурные и образовательные ресурсы медиатеки в воспитании петербуржца XXI века // Школьная библиотека.- 2003.-№9

п/п

Наименование темы

Количество часов

Средняя школа.

5 класс

1.

Информационная культура школьника. Основные понятия.

1

2.

История возникновения информационных ресурсов общества.

1

3.

Методы работы с книгой.

2

4.

Простейшие формы переработки информации.

1

Всего занятий:

5

6 класс

1.

Информационная культура – путь к последующей самообразова-тельной работе школьника.

1

2.

Информационная среда медиацентра.

1

3.

Справочно-информационный поисковый аппарат библиотеки.

1

4.

Рациональные приёмы интеллектуальной работы пользователей информации.

1

Всего занятий:

4

7 класс

1.

Адресный поиск и алгоритм его выполнения.

1

2.

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.

1

3.

Тематический поиск и алгоритм его выполнения.

1

4.

Урок библиографии.

1

Всего занятий:

4

8 класс

1.

Формирование информационной культуры школьника.

1

2.

Методы самостоятельной работы с литературой.

1

3.

Технология подготовки реферата.

1

Всего занятий:

3

9 класс

1.

Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы.

1

2.

Электронный каталог. Использование внесённой информации.

1

3.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

1

Всего занятий:

3

Старшая школа.

10 класс

1.

Создание Веб-страничек.

1

2.

Сканирование изображений.

1

3.

Сканирование и распознавание текста.

1

Всего занятий:

3

11 класс

1.

Работа с

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.
«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача — научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры» (Н. И. Гендина).
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника».
Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:

Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ — доктору педагогических наук, профессору Н. И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г. А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс

Наименование темы

Всего

Учебные занятия

Практические
Занятия

Введение

1. Информационная культура школьника.
Основные понятия курса.
2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее).
3. Информационные ресурсы современного общества
4. Библиотека — информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки.
5. Методы работы с книгой.
6. Простейшие способы переработки информации.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс

Введение (1 ч)

Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.

Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).

Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса.
Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).

История возникновения информационных ресурсов общества.

Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)

История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).
Основные знания о книге (структура).
Основные знания о других носителях информации.
Основные информационные центры.
Культура оформления и хранения основных источников информации (книжные, аудиовизуальные, машиночитаемые).
Практические занятия.

Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).

Общие представления о разнообразии информационных потоков.
Документальные источники информации.
Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы.
Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно-популярная и справочная литература).
Значение вторичных источников информации.

Библиотека — информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).

Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиотека.
Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).
Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов.
Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку.
Практические занятия.

Методы работы с книгой (9 ч).

Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление).
Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования).
Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).

Простейшие формы переработки информации (4 ч)

Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение.
Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями.
Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты).
Правила оформления.

Итоговое занятие (1 ч).
Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.

Выявляются знания полученные в ходе занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Наименование темы

Всего

Учебные занятия

Практические
Занятия

Введение

1. Информационная культура — путь к последующей самообразовательной работе школьника.
2. Информационная среда школьной библиотеки.
3. Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
4. Самостоятельная работа ученика (пользователя) при розыске документа и его переработка.
5. Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователя информации.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).

Информационная культура — путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).

Основные задачи курса.
Расширение знаний об основных понятиях курса (информационная потребность, информационный запрос, виды документов).
Кодирование информации (история и современность).

Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).

Возможности школьной библиотеки как информационного центра. Знакомство с понятием «библиография», «библиографическая информация». Практическое применение библиографической информации (библиографические пособия). Расширение представлений о вторичных документах.
Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (справочные издания, алфавитный и систематический каталоги, картотеки).
Посещение детской библиотеки (знакомство с каталогами и картотеками).
Практические занятия.

Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).

Читательская деятельность подростков в контексте социологических исследований.
Информационные потребности шестиклассников. Влияние учебной, познавательной деятельности на содержание информационных потребностей. Использование различных источников информации для приобретения и расширения знаний по предмету (учебная, научно-популярная, справочная литература). Значение справочного аппарата книги, отработка навыков использования (структура построения; значение предисловия, послесловия, комментариев, приложения).
Практические занятия.

Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).

Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
Правильность формирования информационного запроса. Формирование умений поиска информации (адресный, фактографический и тематический запросы). Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-познавательной деятельности школьников.
Практические занятия.

Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).

Культура мышления. Организация рационального чтения. Знакомство с видами чтения. Роль и значение периодических изданий (периодические издания для школьников). Культура чтения периодики. Современные носители информации (разнообразие видов и форм), возможности их использования учащимися.
Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч)

Современные информационные технологии. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев О. Х., Хромов Л. Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. — М: Просвещение, 1991. — 160 с.

Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. — М: Книжная палата, 1987. — 256 с.

Гейн А. Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. — М: Просвещение, 1996. — 158 с.

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. — Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

Гецов Г. Г. Рациональные приемы с книгой. — М: Книга, 1975. — 109 с.

Гранин П. П., Бондаренко С. М., Канцевая Н. А. Как учить школьников работать с учебником. — М: Знание, 1987. — 92 с.

Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А. Г. и др. — М: Дрофа, 1996. — 136 с.

Лезер Ф. Рациональное чтение. — М: Педагогика, 1980. — 156 с.

Николаева А. П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. — 2-е изд. — М: Просвещение, 1982. — 191 с.

Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. — 1988. — № 6. — с. 41-47.

Рыбина Е. Ф., Томашева Е. Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. — М: Книга, 1984. — 256 с.

Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. — М, 1987. — 145 с.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам информационной культуры

для 6 класса (1 час в неделю)

Программа разработана на основе примерной учебной программы по основам информационной культуры для 6 класса (базовый уровень)

Учитель Журина С.А.

Учебно-методический комплект:

Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 6-го класса. Сост.: д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А., ст. преподаватель Уленко Ю. В. . М. – 2012 г.

Рязань 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Закона «Об образовании» Российской Федерации от 27.12.2012 № 273-ФЗ
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
  • Примерной основной образовательной программы образовательных учреждений. Автор-составитель: Н.И. Гендина. - Эл. изд. - М. : Просвещение. Лаборатория знаний, 2012. - 108 с. : ил.;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «29» декабря 2010 г. № 189;
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  • Приказа Минобрнауки России от 26.01.2016 N 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 N 253
  • Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. – 352 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1) ;
  • О сновной образовательной программы НОО МБОУ «Школа № 33».

Цель программы:

Дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Задачи программы:

  • Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
  • Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.
  • Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, отзывов и т. п.).

Общая характеристика учебного предмета

Ключевой идеей программы является систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей обучающихся, в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Освоение данного курса, ориентированного на обучение поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготовку информационных продуктов на основе активного использования новых информационных технологий, открывает возможности для удовлетворения многообразных интересов, самовыражения и самоутверждения учащихся младшего подросткового возраста при работе с информацией.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год для изучения курса основ информационной культуры в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год.

Результаты освоения основной образовательной программы

Личностные образовательные результаты

  • формирование личной потребности в усвоении основ информационной грамотности;
  • формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • формирования навыков поиска информации в различных источниках (книги, средства массовой информации, интернет-ресурсы и др.)
  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
  • владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
  • формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
  • знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные образовательные результаты

  • умение взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
  • овладение понятиями, отражающими существование связи между объектами и процессами;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, источники информации, информационные носители - и их свойствах;
  • алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Предметные образовательные результаты

  • умение работать с электронными библиотеками и информационными сайтами;
  • формирования навыка поиска информации на сайтах средств массовой информации;
  • умение защищаться от негативной информации в социальных сетях;
  • понимание необходимости обеспечения информационной безопасности;
  • умение пользоваться медиаресурсами.

Формы организации учебного процесса

Формы текущего контроля знаний , умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (выполнение поиска информации в различных

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется практикум. Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут.

В 5 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере и с текстом на бумажных носителях. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников по основам информационной культуры необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с текстом);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (упражнения по работе с текстом, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

Раздел 1. История возникновения информационных ресурсов (8 часов)

Понятие информационной культуры личности. Современные технологии как способ формирования информационной культуры. Этапы информатизации общества. Показатели информатизации общества.

Информационные революции. Хранение информации до изобретения письменности. Способы хранения информации.

Книги, произведения искусства, периодические издания и сетевые ресурсы как носители информации. Добумажные, бумажные и электронные носители информации.

Раздел 2. Методы работы с различными информационными ресурсами (13 часов)

Методы работы с книгой. Жанры литературы

Бумажные и электронные книги. Правовые аспекты использования электронных книг. Электронные библиотеки. Форматы электронных книг. Онлайн-чтение.

Информационные ресурсы в Интернете. Виды сетевых ресурсов. Файловые архивы. Образовательные медиаресурсы.

Методы работы с поисковыми системами. Правила формирования поисковых запросов. Поиск информации по ключевым словам. Особенности поиска информации на различных поисковых системах. Упорядочивание и сортировка результатов обработки поисковых запросов.

Электронные музеи и обсерватории.

Электронные образовательные ресурсы и методы работы с ними. Особенности дистанционного обучения.

Методы самостоятельной работы с книгой. Анализ художественных, научных и публицистических текстов.

Периодические интернет-издания. Сайты средств массовой информации и поиск информации на них. Возрастные категории периодических изданий. Тематические периодические издания.

Телевизионные каналы и радиостанции в Интернете. Особенности работы с цифровыми медиаресурсами.

Газеты и журналы для детей. Особенности детской прессы. Детское телевидение и радио. Развивающие функции детских периодических изданий.

Понятие информационной безопасности и актуальность этого понятия в наше время. Правовые аспекты размещения информации в Интернете. Ответственность граждан РФ за размещение информации в Интернете.

Защита личных данных, размещаемых на страницах социальных сетей.

Различные способы защиты от вредной информации. Виды интернет-фильтров и их функции.

Возрастные ограничения на информационные и медиаресурсы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны:

  • понимать значение терминов, определённых программой;
  • иметь представление о поисковом образе документа и поисковом образе запроса;
  • уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в сети Интернет, по электронным каталогам, представленными национальными и публичными библиотеками страны в Интернете;
  • ориентироваться в книжной и информационной среде;
  • критически оценивать найденную информацию в любых источниках;
  • иметь представление о вторичности информации: что такое библиографическое описание и библиографическая запись на источник информации; основные правила библиографического описания документов;
  • уметь грамотно оформлять результаты самостоятельной учебной и творческой работы (рефераты, доклады, обзоры и др.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Предмет основы информационной культуры Класс 6 Б Учитель Журина С.А.

Кол-во часов в неделю 1 Всего часов 34

Программа Гендина Н.И.

Наименование разделов и тем курса

Раздел 1. История возникновения информационных ресурсов

Информатизация общества и информационная культура

История возникновения информационных ресурсов

Способы хранения информации

Носители информации до изобретения бумаги

Бумажные носители информации

Электронные носители информации

Итого по разделу

Раздел 2. Методы работы с различными информационными ресурсами я

Электронные библиотеки

Методы работы с информационными ресурсами в Интернете

Поиск информации по ключевым словам. Правила формирования поисковых запросов

10

Электронные образовательные ресурсы

11

Методы самостоятельной работы с книгой

Итого по разделу

Раздел 3. Методы работы с ресурсами средств массовой информации

Поиск информации на сайтах средств массовой информации

Газеты и журналы для детей

Итого по разделу

Раздел 4. Информационная безопасность при работе в Интернете

Понятие информационной безопасности

Фильтры как способ защиты от вредной информации

Возрастные ограничения на информационные и медиаресурсы

Итого по разделу

Резерв

Всего


Название документа ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОЛЬНИКА Программа для учащихся 5-6 классов.doc

Департамент образования Администрации Кемеровской области
Управление образования городской Администрации
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

Программа для учащихся 5-6 классов

составитель программы:
Бединская
Елена Алексеевна
заведующая библиотекой
общеобразовательной школы № 37
г. Ленинска-Кузнецкого

Ленинск-Кузнецкий
2000 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:

    Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.

    Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее.

    Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.

    Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.



Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ - доктору педагогических наук, профессору Н.И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г.А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение


Основные понятия курса.

5. Методы работы с книгой.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс

Введение (1 ч)

Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.

    Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).


Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).

    История возникновения информационных ресурсов общества.

Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)






Практические занятия.

    Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).





Значение вторичных источников информации.

    Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).





Практические занятия.

    Методы работы с книгой (9 ч).



Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).

    Простейшие формы переработки информации (4 ч)




Правила оформления.

Итоговое занятие (1 ч).
Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.

Выявляются знания полученные в ходе занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).

    Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).

Основные задачи курса.

Кодирование информации (история и современность).

    Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).




Практические занятия.

    Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).



Практические занятия.

    Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).



Практические занятия.

    Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).


Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч)

Современные информационные технологии. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.

    Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256 с.

    Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с.

    Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

    Гецов Г.Г. Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.

    Гранин П.П., Бондаренко С.М., Канцевая Н.А. Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с.

    Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.

    Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с.

    Николаева А.П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.

    Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47.

    Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.

    Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Информатика

Описание:

Пояснительная записка

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.
«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры» (Н.И. Гендина).
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника».
Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:

  1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
  2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее.
  3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.
  4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ - доктору педагогических наук, профессору Н.И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г.А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс


Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение

1. Информационная культура школьника.
Основные понятия курса.
2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее).
3. Информационные ресурсы современного общества
4. Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки.
5. Методы работы с книгой.
6. Простейшие способы переработки информации.

Итоговое занятие


ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс

Введение (1 ч)

Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.

  1. Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).

    Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса.
    Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).

  2. История возникновения информационных ресурсов общества.

    Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)

    История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).
    Основные знания о книге (структура).
    Основные знания о других носителях информации.
    Основные информационные центры.
    Культура оформления и хранения основных источников информации (книжные, аудиовизуальные, машиночитаемые).
    Практические занятия.

    Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).

    Общие представления о разнообразии информационных потоков.
    Документальные источники информации.
    Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы.
    Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно-популярная и справочная литература).
    Значение вторичных источников информации.

    Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).

    Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиотека.
    Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).
    Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов.
    Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку.
    Практические занятия.

    Методы работы с книгой (9 ч).

    Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление).
    Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования).
    Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).

    Простейшие формы переработки информации (4 ч)

    Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение.
    Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями.
    Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты).
    Правила оформления.

    Итоговое занятие (1 ч).
    Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.

    Выявляются знания полученные в ходе занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение

1. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника.
2. Информационная среда школьной библиотеки.
3. Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
4. Самостоятельная работа ученика (пользователя) при розыске документа и его переработка.
5. Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователя информации.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).

Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).

Основные задачи курса.
Расширение знаний об основных понятиях курса (информационная потребность, информационный запрос, виды документов).
Кодирование информации (история и современность).

Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).

Возможности школьной библиотеки как информационного центра. Знакомство с понятием «библиография», «библиографическая информация». Практическое применение библиографической информации (библиографические пособия). Расширение представлений о вторичных документах.
Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (справочные издания, алфавитный и систематический каталоги, картотеки).
Посещение детской библиотеки (знакомство с каталогами и картотеками).
Практические занятия.

Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).

Читательская деятельность подростков в контексте социологических исследований.
Информационные потребности шестиклассников. Влияние учебной, познавательной деятельности на содержание информационных потребностей. Использование различных источников информации для приобретения и расширения знаний по предмету (учебная, научно-популярная, справочная литература). Значение справочного аппарата книги, отработка навыков использования (структура построения; значение предисловия, послесловия, комментариев, приложения).
Практические занятия.

Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).

Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
Правильность формирования информационного запроса. Формирование умений поиска информации (адресный, фактографический и тематический запросы). Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-познавательной деятельности школьников.
Практические занятия.

Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).

Культура мышления. Организация рационального чтения. Знакомство с видами чтения. Роль и значение периодических изданий (периодические издания для школьников). Культура чтения периодики. Современные носители информации (разнообразие видов и форм), возможности их использования учащимися.
Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч)

Современные информационные технологии. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.

    Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256 с.

    Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с.

    Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

    Гецов Г.Г. Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.

    Гранин П.П., Бондаренко С.М., Канцевая Н.А. Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с.

    Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.

    Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с.

    Николаева А.П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.

    Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47.

    Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.

    Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.