Реестр российского программного обеспечения Минкомсвязи. Правила регистрации и закупки ПО

В 2016 году производители программного обеспечения столкнулись с множеством трудностей. Продавать разработки в рамках закона от 5 апреля 2013 года стало очень сложно. Заказчики отказались работать с фирмами, продукция которых не включена в единый реестр. С января привлекать к исполнению государственных или муниципальных контрактов разрешено лишь отечественных производителей, прошедших процедуру регистрации.

Прибегать к помощи иностранных компаний допускается в порядке исключения.

Коротко об изменениях

Нормы о поддержке российских разработчиков включены в закон 149-ФЗ от 27.07.2006 года. Важные коррективы в систему закупок внесло и постановление Правительства РФ № 1236. Приобретать разрешили продукты, зарегистрированные в едином государственном реестре. Возможность купить иностранный аналог у заказчиков осталась. Однако для реализации права необходимо составить исчерпывающее обоснование.

Важно! Если ранее договор был заключен на поставку российского программного обеспечения, приобрести иностранный вариант уже нельзя. Такое условие содержится в закона 44-ФЗ.

Обойти запрет заказчик может в четырех случаях:

№ п. п. Ситуация Ссылка на постановление № 1236 Документальное обоснование
1 Ни один программный продукт не соответствует требованиям конкурсной документации. п. а ч. 2 требуется
2 В реестре присутствуют российские разработки одного класса с иностранными, но в значительной мере уступают последним по функциональным, эксплуатационным и техническим характеристикам. При этом отечественный продукт признан не соответствующим требованиям заказчика. п. б ч. 2 требуется
3 Закупка проводится для обеспечения деятельности на территории другого государства. В роли заказчика могут выступать торговые представительства России, консульские или дипломатические учреждения. п. 3 не требуется
4 Разработка, либо сведения о ней отнесены к государственной тайне. п. 4 не требуется

Каким требованиям должно соответствовать программное обеспечение?

Российским компаниям остается только одно – совершенствовать собственный продукт и добиваться его включения в реестр. Перед направлением документов в Минкомсвязь РФ потребуется провести анализ соответствия. Внести сведения в государственную базу чиновники обязаны при выполнении шести условий:

№ п. п. Критерий оценки Описание
1 Исключительные права

Участник закупки должен являться зарегистрированным правообладателем. Разрешено сотрудничать со следующими собственниками:

  • Россия, регионы или муниципальные образования;
  • отечественные некоммерческие и коммерческие организации;
  • граждане РФ.

Нормативными актами введен запрет на приобретение программного обеспечения у компаний с преобладающим участием иностранных лиц.

2 Оборотоспособность В реестр вносят программы, разработанные в соответствии с гражданским законодательством. Продукт должен без ограничений реализовываться на территории России.
3 Годовая сумма выплат

Правообладатель может претендовать на регистрацию продукта, если общий размер отчислений третьим лицам не превышает 30% дохода. При расчете объема издержек учитывают:

  • вознаграждения за предоставление прав на средства индивидуализации, объекты
  • интеллектуальной собственности, выполнение специфических работ;
  • оплату разработки, модификации или адаптации программы;
  • иные выплаты, связанные с реализацией и поддержанием работоспособности.

Расчетным периодом признают 12 месяцев.

4 Доступность сведений о программе В реестр не вносят секретные разработки, а также продукты, информация о которых так или иначе отнесена к государственной тайне.
5 Безопасность Программное обеспечение должно соответствовать стандартам защиты информации. Правила сертификации утверждены Правительством России. Требование распространяется на новинки, использование которых предполагает обработку конфиденциальных сведений.
6 Лицензия Этот документ правообладатель обязан получить до начала фактической деятельности.

Внимание! Обязательными условиями внесения записи в реестр являются наличие у заявителя квалифицированной цифровой подписи и регистрация в ЕСИА.

Как составить документы на регистрацию ПО в реестре?

Производителю программного обеспечения необходимо внимательно ознакомиться с правилами, утвержденными правительственным постановлением № 1236, а также изучить приказ МЭР РФ № 614 от 31.12.2015 года.

Первым шагом станет заполнение электронной формы на официальном сайте реестра. В анкете следует указать:

  • название программного продукта;
  • альтернативное наименование;
  • код по ;
  • класс;
  • подробную информацию о правообладателе;
  • данные о доле участия отдельных субъектов в учредительном капитале компании;
  • контакты заявителя, включая электронную почту и номер мобильного телефона;
  • адрес официальной интернет-страницы с описанием программного продукта;
  • сведения о должностном лице, подписавшем заявление;
  • реквизиты и наименование документа, предоставившего представителю полномочия на обращение.

В качестве приложения к электронному заявлению выступят сканированные копии доверенности, устава компании, решений о назначении руководства. Дополнительно потребуется прикрепить один экземпляр регистрируемой программы, а также бумаги, подтверждающие права на нее.

Внимание! Рассмотрению подлежат файлы в формате pdf.

В виде текстовых документов можно загрузить технические паспорта, описание функциональных характеристик, сведения о возникновении прав на разработку. Прикрепить к заполненной форме нужно инструкции об устранении неисправностей и порядке совершенствования. Здесь же отражают информацию о требованиях к оборудованию и обслуживающему персоналу. Заявитель вправе прикрепить дополнительные бумаги.

Порядок внесения сведений в реестр Минкомсвязи

Производителю программного обеспечения придется выстраивать отношения с тремя субъектами. Представители Минкомсвязи РФ принимают решение о включении записи в единую базу данных, оператор ведет реестр, а экспертный совет оценивает продукт.

Процедуру оформления можно разбить на девять стадий:

№ п. п. Этап Характеристика
1 Проверка заявления Задачей сотрудников является оценка соблюдения требований к форме документов, комплектности приложения. На выполнение поставленной задачи отводят 10 дней.
2 Запрос сведений В течение 5 суток контролирующий орган направляет запросы впубличные структуры. На этой стадии получают документальное подтверждение полноты и достоверности информации.
3 Регистрация заявления

По итогам первых двух этапов принимают решение о рассмотрении, либо возврате обращения. Отклонить заявку могут по следующим основаниям:

  • нарушение установленных правил;
  • отказ в регистрации или исключение программы из реестра по причине недостоверности, фальсификации документов.

Устранить ошибки и вновь подать обращение можно лишь в первом случае. В остальных ситуациях придется дождаться окончания штрафного срока – 12 месяцев.

4 Публикация данных Оператор размещает информацию о регистрации заявления на официальном сайте реестра в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения. Персональные данные из сообщения исключают.
5 Экспертиза Совет квалифицированных специалистов рассматривает заявление, оценивает соответствие декларируемых характеристик фактическим параметрам. Заключение выдают по истечении 30 суток. В расчет принимают только рабочие дни.
6 Направление документов оператору Пересылка заключения не может длиться дольше 1 дня.
7 Публикация результатов экспертизы В систему информацию включают незамедлительно. Мнение независимых специалистов находится в свободном доступе на официальной странице реестра.
8 Решение о включении записи Правилами установлены сразу два ограничения по сроку. Приказ Минкомсвязи РФ должен быть издан не позднее 10 суток с момента утверждения заключения эксперта. При этом общий период рассмотрения не должен превышать 65 рабочих дней.
9 Внесение записи После получения документов оператор размещает сведения в единой базе данных. Срок минимален – рабочий день.

В завершение отметим, что отклонить заявку правообладателя уполномоченный орган может при выявлении одного из трех обстоятельств. Причиной отказа служат недостоверность информации, неисполнение заявителем дополнительного запроса, направленного экспертом, либо установление факта несоответствия программного продукта действующим стандартам.

Материал портала d-russia.ru

С 1 января в России действует закон , определяющий критерии отечественного происхождения программного обеспечения. Закон предписывает создание реестра российского программного обеспечения на основании этих критериев и наделяет Правительство РФ правом устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

В ноябре 2015 года правительство выпустило постановление , реализующее такой запрет для «программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств… для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Госзаказчик обязан прежде всего искать нужные ему программные продукты в реестре российского ПО, а если нужного ПО в реестре нет, то готовить мотивированное «обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Российский производитель ПО, в свою очередь, чтобы внести свой программный продукт в реестр, должен предпринять определённый ряд действий. Их последовательность такова (скачать инструкцию в формате DOC).

  1. Подготовительные действия. Необходимо «вписаться» со своим продуктом в классификатор ПО , используемый при построении реестра. Впрочем, это можно отложить до п.3, который ниже, но представление о классификаторе составить надо - не любой софт может войти в реестр.Для того, чтобы подать онлайн-заявку на включение программного продукта в реестр отечественного ПО, необходимо авторизоваться в единой системе идентификации и аутентификации как юридическому или физическому лицу. Как это сделать и где можно получить учётку ЕСИА - см. .
  2. Входим через ЕСИА на сайт реестра российского ПО и переходим по ссылке «Подать заявление »

  3. http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_1-1024x498.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_1.jpg 1317w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="282" />
  4. Подаём заявление, ответив на запрос учётной записи ЕСИА и заполняя форму: имя программного продукта (включая предшествующие имена, кнопка «Ещё» предусмотрена на случай, если таковых более одного). Пришло время указать класс продукта - список классов откроется в поле с фиксированным набором значений. Одного раза, впрочем, мало. Ту же, в сущности, процедуру придётся пройти повторно, указав код продукта по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. С классификатором реестра он стыкуется не вполне удачно (например, игровые программы в классификаторе реестра отсутствуют, зато имеются в общероссийском классификаторе), но всё равно придётся выбрать что-то подходящее, таково условие прохождения квеста.

  5. http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_2-1024x571.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_2.jpg 1157w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="323" />

    http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_3-1024x595.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_3.jpg 1123w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="337" />
  6. Откуда дуализм? Классификатор реестра разрабатывала Ассоциация российских производителей программ (АРПП) «Отечественный софт», а общероссийский требуется указать, очевидно, из неких бюрократических соображений. Но это не так уж важно. Важно другое - имеет смысл сходить на сайт АРПП «Отечественный софт», вот сюда , чтобы взглянуть на «одноклассников» вашего программного продукта - кандидата на попадание в реестр. Здесь перечислены ваши потенциальные конкуренты. Настоящими они с высокой вероятностью станут тогда, когда (и если) ваш продукт-кандидат попадёт в реестр.

  7. http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_4.jpg 1020w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="322" />
  8. Заполняем сведения о правообладателе. Тривиальная форма. Но не всё так просто, регулятор требует особой внимательности, исправить что-либо в заявке потом будет нельзяПромежуточный успех - сведения о правообладателе внесены в реестр.
    http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_6-1024x557.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_6.jpg 1128w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="316" />
  9. Теперь - сведения о программном продукте. Тоже тривиальная форма, на двух экранах.
    http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_7-1024x591.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_7.jpg 1106w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="335" />
    http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_8-1024x568.jpg 1024w, http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/01/reestr_zayavka_8.jpg 1113w" sizes="(max-width: 580px) 100vw, 580px" width="580" height="322" />
  10. Отдельного внимания заслуживает поле, в котором указываются основания для признания за заявителем исключительных прав на программный продукт. Заполнять сведения можно в произвольной форме, лишь бы было убедительно - экспертный совет разберётся, имеете ли вы права на свой софт. А если не разберётся, то запросит дополнительные сведения, такая процедура тоже предусмотрена, см. ниже. Если есть свидетельство Роспатента - хорошо, не помешает, но обязательным оно не является.
  11. Заканчивается подача заявки электронной подписью (это может быть любая усиленная электронная подпись, единственное условие — удостоверяющий центр должен быть аккредитован Минкомсвязью) и отправкой заявления, текст которого сайт реестра сам любезно генерирует после заполнения всех форм, и отправкой подписанного заявления на рассмотрение.

После этого заявка на внесение программного продукта в реестр попадает в руки уполномоченного органа, т.е. Минкомсвязи, где выполняются формальные проверки на предмет соблюдения заявителем «Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (приведены в тексте постановления). На это даётся 10 рабочих дней со дня поступления заявления. По истечении срока либо заявление зарегистрируют, либо откажут в регистрации со ссылкой на нарушенный пункт упомянутых правил, о чём заявителя известят по электронной почте. В этом случае заявитель исправляет нарушения и начинает опять в первого пункта — подача заявления.

Проверяется также, верно ли указаны бенефициары (посредством СМЭВ запрашиваются сведения о владельцах компании-правообладателя). Если сведения фальсифицированы, повторную заявку нельзя будет подать раньше, чем через год.

Если заявление зарегистрировано, сведения об этом (без указания персональных данных заявителя) в течение суток публикуются на сайте реестра (пример).

Правительство утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения (ПО). Соответствующий приказ подписал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. В него вошли предложения по импортозамещению ПО, разработанные с участием отраслевого сообщества в соответствии с распоряжением Правительства РФ №98-р от 27 января 2015 года «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

Отраслевой план импортозамещения ПО включает в себя три блока , в каждом из которых намечены ключевые мероприятия, а также установлены сроки и этапы их реализации.

Первое направление плана предполагает предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при осуществлении закупок за государственный счет. Оно сработает в сегментах рынка корпоративного ПО, в которых уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы, используемые в корпоративной среде.

Напомним, 27 марта 2015 года завершилось общественное обсуждение соответствующего проекта постановления Правительства РФ о преференциях отечественному ПО. Теперь до 15 мая Минкомсвязь России доработает проект с учетом замечаний других заинтересованных ведомств и результатов общественного обсуждения, и внесет его в установленном порядке в Правительство.

Кроме того, до 1 июля 2015 года совместно с заинтересованными ведомствами и российскими организациями ИТ-отрасли министерство проработает вопрос распространения преференций отечественному ПО при осуществлении закупок и на государственные компании и государственные корпорации.

Второй блок плана включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов . Это клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

До 1 июня 2015 года Минкомсвязь России вместе с заинтересованными отечественными ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями должна разработать и внести в Правительство РФ проект распоряжения о создании автономной некоммерческой организации (АНО), деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки ПО для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного программного обеспечения. План устанавливает сроки разработки такого ПО до 2025 года включительно.

«По данному направлению считаем, что надо пойти по пути коллективной разработки ПО совместно с другими странами, в первую очередь странами БРИКС. Таких примеров в мире достаточно много, — отметил Николай Никифоров. — По результатам проработки с отраслью рассмотрим вопрос создания некоммерческой организации для развития таких коллективных разработок ПО и варианты государственного софинансирования ее деятельности, в частности по субсидированию затрат на фонд оплаты труда разработчиков».

Глава Минкомсвязи России обсудил государственную грантовую поддержку коллективной разработки критичного системного ПО с министром связи и информационных технологий Индии Рави Шанкар Прасадом 25 марта 2015 года и министром промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй 27 марта в ходе официальных визитов в Республику Индию и Китайскую Народную Республику. Данная форма поддержки предлагается в качестве единого подхода к демонополизации рынков ПО стран БРИКС.

Третье направление отраслевого плана импортозамещения предполагает государственную поддержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, таких как: ПО для промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта .

Ведомство планирует привлечение «умных» инвестиций в разработку в течение пяти лет специализированного индустриально-специфического ПО , в том числе за счет средств фонда «Росинфокоминвест» и других институтов развития в рамках соответствующих индустриальных консорциумов, включающих в себя ИТ-компании, отраслевых заказчиков ИТ-продукции, ведущие университеты и научные институты.

Соответствующий проект постановления, направленный на изменение механизма деятельности ОАО «Росинфокоминвест» в целях преимущественного инвестирования его средств в проекты по направлениям реализации плана, отобранные на конкурентной основе, планируется внести в Правительство РФ до 1 июня 2015 года.

Приказом также установлена необходимость разработки до 1 июля 2015 года Минкомсвязью России совместно с российскими ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями паспортов проектов импортозамещения по всем направлениям реализации плана с обоснованием необходимости мер государственной поддержки.

Подборка информации и статей про возможности импортозамещения.

Кроме того, немаловажными нормативными актами, регулирующими вопросы импортозамещения программного обеспечения, где прописано создание реестра российского программного обеспечения, являются:

  • Федеральный закон № 188-ФЗ от 29 июня 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • статья 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также на последней стадии принятия находится постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники».

Данные факторы служат хорошим стимулом работы в направлении импорто-независимости. Например участники машиностроительного и ИТ кластеров Камского ЦКР предлагают заменить на предприятиях машиностроительного комплекса программное обеспечение класса CAD/CAM/CAE, SCADA/ITM/PLM, MES, ERP, других семейств продуктами российской разработки.

Помимо этого предлагается проведение комплекса мероприятий по участию в поэтапной замене программного обеспечения, включая системы ERP, CRM, в государственных компаниях, государственных унитарных предприятиях, муниципальных унитарных предприятиях, государственных корпорациях, акционерных обществах с государственным участием, крупных холдингах.

Некоторые разработки предприятий кластера и вовсе не имеют импортных аналогов, так как разрабатывались с учетом российских стандартов САПР, ГОСТ, ТУ, иных нормативов, отечественной системы диспетчеризации и технологических процессов.

Тенденция последних лет в развитии промышленности - приобретение импортного оборудования включая:

  • шеф-монтаж зарубежными специалистами (командировки); гарантийное и сервисной обслуживание иностранными специалистами и зависимость от их квалификации;
  • лицензионная защита и прочие права иностранцев на результаты интеллектуальной деятельности (ограничение вмешательства в аппаратуру и программное обеспечение).

По ряду позиций контрольно-измерительных приборов, автоматики, приборов первичного учета, контроллеров, датчиков управляющих сигналов - реально возможно импортозамещение, не оказывающее влияние на гарантийные обязательства завода-изготовителя. Вариант реализации программы импортозамещения - формирование репутации разработчика программного обеспечения и элементов систем, например, контрольно-измерительных приборов, исполнительных механизмов.

Путин подписал закон о «запрете иностранного ПО»

Закон, предусматривающий создание реестра российских программ, а также возможность ввода ограничений на использование зарубежных товаров и услуг с 1 января 2016 г., подписан Владимиром Путиным.

Практически одновременно с этим Минкомсвязи «с разногласиями» внесло в Правительство проект постановления с аналогичными юридическими нормами.

Реестр отечественного ПО

Президент Владимир Путин подписал документ, вносящий изменения в федеральные законы «Об информации…» и «О контрактной системе в сфере закупок…», которые вступят в силу с 1 января 2016 г. За время своей подготовки эта законотворческая инициатива, вводящая ограничения на приобретение и использование ПО иностранных разработчиков, успела в прессе и бытовой речи получить название «закона о запрете иностранного ПО».

Первый из меняемых законов будет дополнен отдельной статьей «Особенности госрегулирования в сфере использования российских программ для ЭВМ и баз данных» и описывает создание реестра отечественного ПО и аспекты его формирования. Возможность устанавливать правила ведения реестра закрепляются за Правительством. Уполномоченный им федеральный орган госвласти сможет привлечь к формированию и ведению реестра специального оператора — организацию, зарегистрированную на территории РФ. Этот же уполномоченный орган станет утверждать соответствующий классификатор ПО для ведения реестра.

В соответствии с буквой закона, программы могут считаться отечественными, если исключительные права на них принадлежат Российской Федерации, либо ее гражданам, либо некоммерческой организации, управляемой без помощи иностранцев, либо коммерческой организации с суммарной долей российского участия более 50%. При этом ПО должно не нарушать гостайну, быть правомерно введено в оборот и свободно реализовываться на всей территории России.

Еще один критерий включения в реестр утверждает, что общая сумма выплат за рубеж по лицензионным и иным договорам, связанным с вопросами интеллектуальной собственности, не должна превышать 30% от годовой выручки правообладателя ПО от его реализации. Данный список требований в дальнейшем может быть расширен Правительством за счет дополнительных пунктов.

Отдельно конкретизируется, что организация будет считаться контролируемой иностранным лицом, если последнее сможет определять ее решения в силу преобладающего прямого и (или) косвенного в ней участия. Решение об отказе включения в реестр правообладатели ПО смогут обжаловать в суде в трехмесячный срок. Ограничения для зарубежного ПО

Изменения ко второму закону — «О контрактной системе в сфере закупок…» — описывают полномочия Правительства при помощи будущих подзаконных актов установить запрет или ограничения на допуск зарубежных товаров и услуг к участию в госзакупках. При этом для госзаказчиков предусматривается возможность обосновать невозможность соблюдения указанных запрета или ограничений.

Требования к содержанию подобных обоснований также должно установить Правительство.

Альтернативное законотворчество

Подписанный президентом документ был внесен в Госдуму группой депутатов — Леонидом Левиным, Алексеем Казаковым, Вадимом Деньгиным и др. — 9 апреля 2015 г. Спустя почти полтора месяца (18 мая 2015 г.), член Совета Федерации Людмила Бокова и депутат Надежда Шайденко внесли в Госдуму еще один законопроект, предполагавший изменения к закону «Об информации». Поправки также касались реестра отечественного ПО, хотя порядок его ведения был описан гораздо более поверхностно, чем у группы Левина. В результате 15 июня 2015 г. Совет Госдумы постановил вернуть законопроект его инициаторам «по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении». (Первое чтение документа Левина завершилось 22 мая 2015 г.)

Дополнение Минкомсвязи

Реестр российского ПО и ограничения на использование зарубежных товаров (на уровне ПО) при госзакупках фигурируют и в еще одной законотворческой инициативе. В начале текущего года Минкомсвязи разработало проект соответствующего постановления Правительства.

Как сообщили CNews в пресс-службе министерства, документ был внесен Минкомсвязью в Правительство 30 июня 2015 г. и по итогам рассмотрения в Аппарате Правительства должен быть вынесен на заседание Правительства. «Согласно проекту постановления заказчики смогут приобретать иностранное ПО только в тех случаях, когда сопоставимое российское ПО отсутствует или по своим функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам не соответствует обоснованным требованиям заказчиков», — отмечают в министерстве.

По данным исполнительного директора АРПП «Отечественный софт» Евгении Василенко, чья ассоциация принимала активное участие в составлении текста постановления, внести данный проект Минкомсвязи удалось лишь «с разногласиями» — со стороны Минфина и ФАС. Как поясняет Василенко, данное постановление не дублирует новый закон, а открывает путь к созданию требующихся для реализации его норм подзаконных актов.

В Минкомсвязи уточняют, что новым законом определяются «базовые» критерии включения программ в реестр отечественного ПО, но правила формирования и ведения реестра, а также преференции для включенного в него ПО устанавливаются постановлением Правительства.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес

Уважаемые коллеги!

Интересный и полезный материал для государственных и муниципальных заказчиков размещён на сайте Экспертного центра электронного государства d-russia.ru. Данный материал содержит пошаговую инструкцию по применению постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Реестр российского ПО – инструкция для госзаказчиков

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) обоснование невозможности соблюдения запрета. Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден постановлением правительства от 16.11.2015 г. № 1236 .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу (пример сравнения программных продуктов ).

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в приложении .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

В середине августа Минкомсвязь в лице директора департамента развития высоких технологий Салавата Мигранова объявило, что уже осенью этого года реестр российского ПО станет работать по новым правилам. По словам чиновника необходим переход от экстенсивного роста реестра к качественному. Помимо этого, будут устранены некоторые прорехи в правовом регулировании импортозамещения в сфере ИТ. Новые правила также установят дополнительное требование об отсутствии принудительного обновления и управления конкретным программным обеспечением из-за границы. Ознакомиться с текстом законопроекта можно . Очевидно, что анонсированные Минкомсвязью перемены в работе реестра отразятся как на российских разработчиках ПО, так и на госзаказчиках. В ожидании конкретики попробуем порассуждать, к чему это все приведет.

Немного теории

Для включения программного продукта в реестр российского ПО разработчику необходимо подать в Минкомсвязь заявление в электронном виде, дождаться его публикации, после чего заявка будет рассмотрена экспертным советом, в который входят представители ИТ-компаний. На основании решения совета министерство выпустит приказ о включении в реестр либо об отказе. Вся процедура занимает около 70 дней.

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие исключительное право разработчика на ПО. Также необходимо предоставить экземпляр продукта без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования софта. Кстати, новые правила работы реестра содержат более туманные формулировки. Ссылаясь на члена экспертного совета, издание пишет, что теперь разработчики могут приложить к заявке не продукт целиком, а только его элементы, что существенно затруднит экспертизу.

Страсти вокруг реестра

В 2016 году достоянием общественности стало президента НП «Руссофт» Валентина Макарова директору департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрию Чернову, которое касалось непрозрачности процедуры принятия решений о включении программных продуктов в реестр. По мнению Макарова, члены экспертного совета не всегда могут «избежать разночтений, ошибок, конфликта интересов при вынесении решений». Однако предложенная им возможность создания процедуры апелляций, в том числе с привлечением независимых экспертов, пока осталась нереализованной.

На непрозрачность процедуры включения в реестр указывали и другие участники рынка. Компания «ИСЕТ Девелопмент» оспаривала решение Минкомсвязи об отказе включить в реестр антивирусное решение Eset. В октябре 2016 года суд вынес решение в пользу ведомства, мотивировав это тем, что «ИСЕТ Девелопмент» не имеет сертификата для разработки ПО, в котором реализованы функции защиты конфиденциальной информации. Участники рынка посчитали это формальной причиной и предположили, что реальная заключается в том, что «ИСЕТ Девелопмент» как дочерняя компания словацкого производителя не смогла доказать, что ее продукт является российским. В подтверждение этому глава Минкомсвязи Никифоров поприветствовал решение суда, отметив, что довольно часто зарубежные компании пытаются представить свои разработки через дочерние структуры в России, чтобы включить их в реестр.

Наглядный пример: в августе в реестре российского ПО был продукт американской компании Hewlett Packard Enterprise. «Русская» версия программы ArcSight носит название «Ankey SIEM». При этом указано, что исключительные права на ПО и все его компоненты принадлежат разработчику ООО «Газинформсервис». В HPE открыто , что таким образом они локализуют свои продукты для продажи их в государственные структуры.

На этом фоне интересно выглядят сообщения о том, что в реестр не вошла операционная система «ОСь», разработанная «дочкой» «Ростеха», компанией НЦИ. Основанием для отказа: НЦИ не предоставил экспертному совету документы, подтверждающие исключительные права на систему, а также лицензию ФСТЭК. История достаточно громкая, поэтому скажу только основное. В самой НЦИ , что «ОСь» основана на свободном программном обеспечении и программных модулях собственной разработки. Однако по члена экспертного совета Натальи Касперской, в заявке, напротив, было указано, что это проприетарное ПО. Как будет развиваться ситуация - покажет время, а пока НЦИ подал заявку.

Есть и другие интригующие случаи: так, в июне 2016 года без каких-либо комментариев со стороны Минкомсвязи из реестра ранее включенные в него продукты на базе решений IBM и EMC, в том числе разработки «КРОКа», «Логики Бизнеса» («дочка» «АйТи»), «К-МИС», «Метамодель групп» и др. Сам факт, что продукты были исключены из реестра, а не получили отказ по итогам рассмотрения заявки, свидетельствовал о незрелости процедур работы экспертного совета на тот момент.

Миллиарды мимо бюджета

Десятки миллиардов рублей ежегодно необоснованно уходят к иностранным производителям ПО, Минкомсвязь. В связи с этим ведомство совместно с ФАС намеревается жестко наказывать госструктуры и компании с государственным участием, использующим зарубежный софт при наличии российских аналогов. В мае Николай Никифоров предложил и вовсе обложить налогом такие госучреждения, размер сбора может составить 5% стоимости на то иностранное ПО, которое можно было бы заменить отечественным.

Что и говорить, переход от софта мировых производителей на разработки своих соотечественников - дело нешуточное. Необходимость тратить время и ресурсы на проекты по миграции на новое ПО, а также риски таких проектов отпугивают заказчиков и толкают их на поиск обходных путей. Широко практика приобретения вычислительной техники с предустановленным софтом, а также «завуалированной» закупки иностранных программных продуктов под видом услуг, например, SaaS, аренды оборудования с предустановленным софтом или техподдержки, включающей обновление ПО.

После вступления в силу изменений, касающихся работы реестра, такие схемы работать больше не будут. Заказчиков обяжут закупать ПО отдельно от вычислительной техники, и таким образом ограничения нельзя будет обойти. Это обернется дополнительными расходами на миграцию на отечественный софт, но в некоторых случаях часть затрат компенсируется за счет меньшей стоимости российских разработок.

Не числом, а умением

На сегодняшний день реестр содержит сведения более чем о 4000 программных продуктах, которые официально признаны российскими. С учетом того, что реестр задуман как инструмент реализации импортозамещения, а не просто как перечень всех имеющихся ИТ-продуктов российского происхождения, крайне важно обеспечить объективную оценку соответствия ПО требованиям госзаказчиков. Но это сделать очень трудно, и вот почему. Действующая на данный момент процедура подачи заявки не предполагает какой-либо экспертизы на предмет соответствия программных продуктов тем или иным требованиям заказчиков. Иначе говоря, задача экспертного совета - подтвердить или опровергнуть российское происхождение ПО, а уж его функциональность, надежность, безопасность остаются на совести разработчика. Госзаказчикам не позавидуешь: даже несмотря на поддержку Минкомсвязи (методические материалы, таблица соответствия российского ПО иностранным аналогам и т. п.), задача выбора программных продуктов, мягко говоря, затруднена. Если уж совсем образно выразиться, то это выбор одного из сотен «котов в мешке».

Обозначенная министерством перспектива качественного роста реестра внушает надежду, что в будущем к программным продуктам, претендующим на включение в него, будут предъявляться более развернутые требования, соответствующие интересам заказчиков. Разработчикам при этом придется сфокусироваться не столько на организационных вопросах, сколько на функциональности своего ПО, на что потребуется и время, и немалые затраты. Но в итоге повысится конкурентоспособность и клиентоориентированность продуктов, а от этого выиграют все.

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) . Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу ().

См. также примеры обоснований невозможности закупки ПО из реестра: ; . Ещё примеры аналогичных документов, представленных в обоснование невозможности закупить отечественный программный продукт, можно посмотреть .

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

Актуальные дополнения (по состоянию на декабрь 2017)

В марте 2017 года правительство утвердило к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения. Требования определяют состав, архитектуру, функции ПО, необходимого для замены импортных аналогов.

В частности, интерфейс ПО должен быть реализован на русском языке. ПО не должно требовать установки иного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории России, за исключением операционных систем. Обновления ПО должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя или уполномоченных сотрудников. При этом для каждого вида ПО (операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система (СПС), ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты) предусмотрены специальные требования.

Согласно постановлению реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям. Однако по состоянию на конец 2017 года таких сведений в реестре обнаружить не удалось.

В июне 2017 года Минкомсвязь опубликовала по реализации планов перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе взамен ранее закупленного офисного ПО.

Полный перечень нормативных актов, относящихся к импортозамещению ПО, см.